Станет ли Алексей
Навальный оппонентом Владимира Путина на президентских выборах? Кто еще из ярких кандидатов может выдвинуться на президентских выборах? Или, как говорят эксперты, Кремль может построить всю кампанию не вокруг персоналий кандидатов, а вокруг содержательной дискуссии о будущем России?
Политолог Максим Жаров: «Интерес избирателя к выборам может быть повышен через организацию дискуссии об образе будущего России. О том, что такая дискуссия рассматривается как вариант сценария президентской кампании, говорят и близкие к Кремлю социологи», — рассказал Жаров.
Собеседник, близкий к администрации президента, подтверждает, что сценарий дискуссии об образе будущего возможен — не исключено, что выборы будут совмещены с неким референдумом. В такой ситуации интерес к кампании будут повышаться не за счет участия ярких кандидатов, а за счет смысловых дискуссий, добавляет собеседник.
Полный текст материала
2017ФедеральныеФедеральный уровень
Комментарий эксперта:
Идея выстроить избирательную кампанию не вокруг фигур участников, а на основе содержательной дискуссии относительно будущего страны, безусловно, весьма интересна, однако перспективы ее реализации вызывают сомнения. Политическая культура современной России сама по себе носит персонализированный характер, ее отличают слабость институтов и высокая степень влияния лидеров-харизматиков. В качестве наглядного примера и квинтэссенции проявления этих свойств можно привести знаменитую цитату Вячеслава Володина: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России». В этих условиях переключить внимание избирателей с персоналий кандидатов будет весьма сложно.
Ни одна из элитных групп так и не сумела до сих пор сформировать оригинальный и привлекательный образ будущего, который можно было бы легко разложить на символы, доступные для массового сознания. В лучшем случае населению предлагают в качестве картины будущего образ современной России, обладающей большим геополитическим влиянием (либо переформатированной в соответствии с западными представлениями о демократии) и обеспечивающей своим гражданам уровень жизни не ниже европейского. Внутри этой структуры отсутствуют новые смыслы, интеллектуальные инновации и мессианские мотивы, наличие которых так или иначе всегда отличает востребованные модели грядущих эпох. Упускается из виду и то, что образ будущего всегда должен строиться на решении сущностных проблем целевой аудитории (чаще всего в этом качестве выступают устранение дискриминации, национальное освобождение, ликвидация последствий внешнеполитической катастрофы и т.д.). В отсутствие этих элементов образы, позиционируемые политиками в качестве картины будущего, малоинтересны для целевой аудитории (хотя бы в силу того, что фактически дублируют друг друга). Именно данное обстоятельство во многом объясняет высокую популярность концепций, подразумевающих частичную реставрацию одной из существовавших ранее моделей общественно-политического устройства (идет ли речь о Советском Союзе или дореволюционной России).
Против использования дискуссии о будущем России в качестве системообразующего элемента предвыборной повестки говорит и наличие значимых рисков, связанных с использованием образов грядущего как инструмента мотивации и мобилизации населения. Чтобы понять, какие опасности в себе таит актуализированный вопрос о выборе дальнейшего пути развития общества, достаточно вспомнить, какую роль этот фактор сыграл в ходе «цветных революций» на Украине, или ознакомиться с новостями о последних выступлениях противников Дональда Трампа на улицах американских городов.
Николай Пономарев, эксперт ПРИСП, кандидат исторических наук