|
Интриги Кремля: Власть решает кого считать элитой. Политологи ищут ответ на этот вопрос в преддверии президентских выборов (11.10.2017)
|
|
Антон Чаблин
Эксперты считают, что основной критерий назначений последнего года — это омоложение (или, как теперь модно говорить, «озеленение») кадров. Какие молодые политики могут претендовать на серьезное повышение в обозримом будущем или возраст здесь совсем ни при чем?!
Губернаторы: и с горы и с гору
Серия отставок губернаторов, начавшаяся две недели назад, продолжилась и на нынешней неделе. В понедельник был отправлен «на покой» глава Омской области 54-летний Виктор Назаров (он занимал этот пост с мая 2012 года), а во вторник сложил полномочия губернатор Ивановской области 59-летний Павел Коньков (он возглавлял регион с октября 2013 года).
Оба региона доверили людям, пока что с приставкой «врио»: Омскую область передали 50-летнему Александру Буркову, который ранее был депутатом Государственной Думы от «Справедливой России», а Ивановской областью руководить будет 41-летний Станислав Воскресенский, ранее заместитель министра экономического развития Российской Федерации.
Стоит напомнить, что ранее в губернаторском корпусе был только один справоросс — это Константин Ильковский, который возглавлял Забайкальский край с сентября 2013 года. В прошлом сентябре регион возглавила единоросс Наталья Жданова (при Ильковском она была главой законодательной власти в регионе).
Также во вторник официально вступил в должность новый врио губернатора Новосибирской области 46-летний Андрей Травников, который последние шесть лет возглавлял два крупнейших региона Вологодской области — Череповец и Вологду. Травников сменил Владимира Городецкого, отправленного президентом в отставку еще 6 октября: экс-губернатор дипломатично объяснил, что ушел с поста, поскольку достиг предельного для государственного служащего возраста — 70 лет.
Элита: кто на новенького?!
Критерии, которыми руководствуется Кремль при назначении российских губернаторов, попытались оценить эксперты фонда «Петербургская политика», которые опубликовали доклад «Озеленение» кадров: контуры «Кадрового резерва 2.0».
Как отмечают политологи, за период правления Владимира Путина в федеральной элите были востребованы различные категории кадров — те, кого условно называют «силовики» (выходцы из ФСБ и ФСО), «питерские» (выходцы из Санкт-Петербурга), публичные политики (лидер партии «Союз правых сил» Никита Белых или лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин) и «технократы»…
— Обновление элиты уже идет последние год-полтора (можно отсчитывать, например, с назначения Алексея Дюмина губернатором Тульской области в феврале 2016 года), — рассказал «Свободной прессе» глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Понятно, что в мае 2018 года будет формироваться новое или обновленное правительство, и ротация будет весьма существенной. Это важный процесс, поскольку многие решения принимаются на основе предлагаемых ключевыми топ-менеджерами проектов и в любом случае реализуются ими. Другое дело, что носителями таких подходов и идей являются более молодые представители элиты. Конечно, между ними тоже немало разногласий, но содержательный портрет воззрений представителей более молодых генераций истеблишмента пока не стал достоянием общества.
Новые путинские «фавориты»
В нынешнем году, как отмечают авторы исследования, основная цель кадровой ротации — это омоложение корпуса управленцев (или, пользуясь терминологией бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, «озеленение кадров»).
Исходя из этого тренда, эксперты «Петербургской политики» проанализировали карьерные перспективы всех представителей нынешней элиты — а именно тех, кто родился с 1970 по 1987 годы включительно. Это высшие федеральные чиновники, главы регионов и заксобраний, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, а также участники списка президентского «кадрового резерва».
В общей сложности эксперты отобрали 284 фамилии, которые ранжировали по годам рождения. И внутри каждой «возрастной» группы определили лидеров — тех, кто в перспективе пойдет на повышение. Критериями оценки стал успех предыдущей карьеры, текущий статус, сроки назначения на текущую должность, а также интенсивность упоминаний в открытых источниках.
Самая малочисленная группа в исследовании «Петербургской политики» — это те политики, которые более всего подходят под категорию «молодые кадры». Так, из 284 человек только 21 — это те, кто младше 35 лет. И в этой категории оказались, в частности, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков, замминистра юстиции Михаил Гальперин (уполномоченный при Европейском суде по правам человека) и министр экономического развития Максим Орешкин.
Недавно американское деловое издание Bloomberg даже назвало Орешкина путинским «фаворитом» и возможным кандидатом на пост будущего премьер-министра. Причем западные журналиста даже не исключают, что он станет кандидатом на президентских выборах.
В группе родившихся в 1982 году вслед за Орешкиным оказался еще один федеральный министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, а также самая молодая женщина в рейтинге — Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова.
Сценарии, схемы, прогнозы
Рейтинг «Петербургской политики» принес немало неожиданностей. В частности, среди политиков 1976 года рождения наиболее перспективной эксперты назвали заместителя мэра Москвы Анастасию Ракову, которая умудрилась обойти даже чеченского лидера Рамзана Кадырова. У него лишь 4-е место в возрастной категории (впереди политологи поставили даже главу Федерального агентства научных организаций Михаила Котюкова и главу Росимущества Дмитрия Пристанскова).
Впрочем, это вполне объяснимо: куда еще расти Кадырову — у него нет амбиций к переходу на федеральную должность, а его формальный статус и так позволяет претендовать на роль одного из мировых лидеров исламской уммы.
К слову, представителей Северного Кавказа в рейтинге «Петербургской политики» очень мало — да и те не на самых высоких позициях. Скажем, сенаторы от правительства Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков и от правительства Адыгеи Мурат Хапсироков (самые молодые в Совете Федерации) заняли, соответственно, 4-е и 13-е места в своих возрастных категориях.
Самая серьезная «конкуренция» — среди тех, кто родился в 1972 году. Здесь разместились такие политические «тяжеловесы», как руководитель администрации президента Антон Вайно, вице-премьер Аркадий Дворкович, министр «без портфеля» Михаил Абызов и даже крымский губернатор Сергей Аксенов.
Как видно, критерий возраста — далеко не единственный при кадровых решениях Кремля. Принимая решение по каждому конкретному кандидату, учитывают великое множество критериев, в том числе и отношение с различными группами влияния в федеральной элите. В числе последних губернаторов-назначенцев далеко не все оказались моложе своих предшественников: например, назначенный 4 октября врио главы Приморского края Андрей Тарасенко… на четыре года старше экс-губернатора Владимира Миклушевского.
В общем, какими бы сценариями и схемами не пытались описывать российскую элиту — это всего лишь сценарии и схемы. «СП» продолжает следить за кадровыми перестановками.
2017ФедеральныеФедеральный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|