|
В Москве вдвое снизился интерес к участию в муниципальных выборах (15.07.2017)
|
|
На муниципальных выборах в Москве к середине июля выдвинулись всего 2,3 тыс. кандидатов — вдвое меньше, чем на местных выборах в 2012 году. Участники кампании жалуются на «сушку» явки и использование админресурса
Мало желающих
К 12 июля на муниципальных выборах в Москве, которые состоятся 10 сентября, выдвинулись 2322 человека, подсчитал РБК на основе списков Мосгоризбиркома по муниципальным округам. Выдвиженцам предстоит побороться за 1487 депутатских мандатов в 125 московских районах.
Выдвижение стартовало 25 июня и продлится до 26 июля в отдельных районах Москвы. Уже сейчас можно сказать, что эти выборы в местные советы оказались менее интересными для кандидатов в депутаты, чем прошлые в 2012 году. Тогда на старте кампании выдвинулся 4951 человек, рассказали РБК два председателя районных избирательных комиссий. Оппозиция открывала школы муниципальных депутатов. К середине июля ЛДПР успела подготовить 1478 потенциальных депутатов, КПРФ — 1397, «Справедливая Россия» — 700 кандидатов, «Яблоко» вместе с экс-депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым — 1007 кандидатов, «Коммунисты России» — 650, онлайн-школа депутата округа Басманный Евгения Будника — около 400, сообщили РБК представители этих партий и объединений. Не все ученики баллотируются, объяснили несовпадение цифр с количеством кандидатов на выборах Константин Янкаускас и Наталия Шавшукова, преподаватели школ муниципальных депутатов.
Количество подписей избирателей, нужных для выдвижения, в районах колеблется от 15 до 29. Московские избиркомы только начали проверять подписи кандидатов, и предсказать, сколько их отсеют, — сложно, но пока отношение к ним «благожелательное», отметил политолог Николай Миронов.
Интерес оппозиции к местным депутатам он связывает с выборами мэра в сентябре 2018 года, для регистрации на них потребуются 110 подписей муниципальных депутатов. Амбиции баллотироваться на пост главы города проявляют депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков, экс-депутат Гудков, председатель московского отделения «Яблока» Сергей Митрохин, муниципальный депутат Будник. Мэр Москвы Сергей Собянин пока о планах переизбираться не заявлял.
Полномочия
Советы депутатов по районам появились в 2002 году. Тогда «мэрия дала мундепам полномочия, которыми сама не хотела заниматься — опеку, работу с комиссиями по делам несовершеннолетних, досуг», отметил муниципальный депутат в округе Щукино Дмитрий Мартыненко. Все более серьезные решения все равно принимала горадминистрация, а местные депутаты только утверждали бюджет. В 2012 году, после очередных выборов в местные советы «пришло много активных людей» и мэрия передала советам еще ряд полномочий. В том числе по согласованию небольших строек (площадью не более 1,5 тыс. кв. м). Решением двух третей депутатов можно заблокировать строительство. Из-за этого, например, в Москве не был возведен ряд храмов.
Возможности местных депутатов оговаривает столичный закон о полномочиях органов местного самоуправления. Депутаты заслушивают отчеты главы управы, жилищников, поликлиник, центров соцобслуживания и МФЦ, коллегиальным решением могут внести законопроект в Мосгордуму. Местные депутаты занимаются формированием бюджета в части капремонта дворов, подъездов, домов.
В 2013 году столичное правительство приняло закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Городские власти лишили местных депутатов возможности решать вопросы содержания спортобъектов и площадок, у них отняли полномочия по организации спортивно-досуговых центров и работу в комиссии по детской опеке.
Местные депутаты нужны для фильтра на выборах мэра, но их полномочия мизерны, заключают политолог Миронов и политтехнолог Вячеслав Смирнов. С этим они и связывают низкий интерес к местным выборам.
«Сухая» кампания
Малое количество кандидатов в местные депутаты связано с «засушенностью» кампании (снижение интереса к выборам), полагают член экспертной группы при ЦИКе Аркадий Любарев и политтехнолог Смирнов. Небольшое внимание к местным выборам Любарев объясняет и переносом дня голосования на сентябрь, и скудным освещением кампании в СМИ.
Почти полное отсутствие информационной поддержки кампании в СМИ замечают и в оппозиции. «Баннеров нет, газет нет, местные телеканалы — «Москва Доверие» и «Москва 24» — не рассказывают о выборах», — жалуется депутат Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов. Клычков посетовал, что приходится прикладывать «усилия», чтобы люди узнали о местных выборах. Оппозиционер Владимир Милов говорит, что не все жители в принципе знают о существовании местных советов.
Другой признак «сушки» — принятый в этом году закон о московских выборах, который снял с кандидатов обязанность предоставлять фото для информационных стендов. Часто избиратели принимают решение уже на участке, и портреты на стендах могут повлиять на их выбор, заметил сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц.
В отличие от выборов 2012 года нынешнее голосование не будет совмещено с президентскими выборами, поэтому и явка на них не превысит 10–20%, прогнозирует политтехнолог Вячеслав Смирнов. Любарев дает прогноз еще ниже: от 5 до 10%.
Руководитель исполкома московского отделения «Единой России» Олег Смолкин не согласился с оппозицией и экспертами насчет искусственной «сушки» активности в кампании. «Я вижу повышение активности, в тех же соцсетях эта тема муссируется, СМИ периодически дают информацию о выборах», — подчеркнул единоросс. Явка на муниципальных выборах всегда ниже, ведь «мы же не Кавказ или Поволжье», добавил Смолкин.
Админресурс
Низкая явка выгодна для властей, так как на участки придут в основном «проверенные люди» — «бюджетники, пенсионеры, незащищенные слои», которых мобилизует власть, считают Мельконьянц и Миронов.
Оппозиционные партии жалуются на админресурс. Муниципальная кампания для власти сводится к «общению с начальниками домов и системным встречам глав управ» с заранее собранными жителями, рассказал Чернышов. За выдвиженцев от единороссов агитируют старшие по домам, управляющие компании, директор и руководители муниципальных предприятий, добавил Клычков.
4 июля Русская служба Би-би-си сообщала о встречах кандидатов в муниципальные депутаты от «Единой России» в Центре социального обслуживания и в поликлинике. РБК обнаружил еще несколько примеров агитации с использованием админресурса.
К пожилой родственнице кандидата в муниципальные депутаты от КПРФ Кирилла Чиркина ходит медсестра из поликлиники №67 с листовками за единороссов. На фото агитации (есть у РБК) первым номером в ней идет Наталья Введенская — замглавврача поликлиники.
В МФЦ Лефортово развешаны плакаты с кандидатами-единороссами — сотрудниками МФЦ, сообщила РБК кандидат в муниципальные депутаты от КПРФ Александра Андреева. Та же ситуация и в центре госуслуг района Царицыно, рассказал РБК один из работников этого центра. Плакаты работников МФЦ — кандидатов от единороссов — «развешивать можно, а от других партий — нельзя», объяснил он.
В Тимирязевском районе представители управы агитировали за «Единую Россию» на регулярных встречах пенсионеров, которых собирали под предлогом раздачи билетов в театр, заявила РБК активистка Юлия Галямина. Кандидату Андреевой известно об агитации в школах — на родительских собраниях в школах №424, №1228, №69 раздавали подписные листы для сбора подписей за единороссов.
РБК обратился во все перечисленные учреждения и в пресс-службу мэрии Москвы, но на момент сдачи материала никто не ответил.
Агитировать в школах запрещено законом об образовании, пояснил РБК Любарев. А вот в поликлиниках и на встречах с жильцами домов или пенсионерами этим заниматься можно, добавил он. Ранее в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» подобные встречи допускались только при равных условиях для всех кандидатов, но в 2005 году эту норму отменили. Это явная дискриминация оппозиции, считает эксперт.
Авторы: Евгения Кузнецова, Анна Коваленко
2017МестныеМосква
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|