Выборочный поиск
Подписка на дайджест
E-mail*:

CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» » ПФО стал чемпионом по протестным выступлениям в России в первом полугодии

 
ПФО стал чемпионом по протестным выступлениям в России в первом полугодии
(13.07.2017)



В первом полугодии 2017 года резонансным событием в России стали антикоррупционные выступления 26 марта и 12 июня. Однако пока недостаточно внимания уделяется тому, что в стране постоянно растут масштабы низового социального протеста, следует из доклада Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) по протестной активности в первом полугодии 2017 года.

За этот период ЦЭПР зафиксировал более 650 протестных акций, большая часть которых связана с социально-экономической тематикой. Примечательно, что лидером по протестам в стране стал Приволжский федеральный округ, в котором зафиксировано 160 протестных акций из состоявшихся по стране 662. Для сравнения: в Центральном федеральном округе протестных акций в январе-июне 2017 года было 132, в Сибирском — 86, в Северо-западном — 82, в Южном — 66, в Уральском — 62, в Дальневосточном — 47, в Северокавказском — 27.

Дальше, больше, сильнее



Что касается ПФО, то из 160 протестных выступлений 81 было связано с социально-экономическими поводами, 72 — с политическими, 7 — с трудовыми протестами.

По данным ЦЭПР «чемпионом» ПФО по количеству протестных акций в ТОП-10 российских регионов оказалась Саратовская область (четвертое место). Далее идут Чувашия (пятое место), Самарская область (шестое место) и Татарстан (седьмое место). При этом в первую тройку вошли Петербург, Москва и Свердловская область, а замыкают десятку протестноактивных субъектов Орловская, Новосибирская и Псковская губернии.

«Общая ситуация с протестами накладывается на продолжающееся в течение последних двух лет постоянное ухудшение уровня жизни населения, рост цен и тарифов. Падают реальные располагаемые денежные доходы населения. В 2014 году они сократились, согласно официальным статистическим данным, на 0,7%, в 2015 году — на 3,2%, в 2016 году — уже на 5,9%.

Постоянно растет численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2014 году таких россиян было 16,1 млн человек (что на 0,6 млн человек больше, чем в 2013 году), в 2015 году — уже 19,1 млн человек (без учета Крыма и Севастополя); в первом полугодии 2016 года — 21,4 млн человек.

К концу 2016 года количество бедных в России составило 19,8 млн человек, в I квартале 2017 года это число выросло до 22 млн человек (по словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой).

По итогам ноября 2016 года длительность спада реальных доходов населения достигла двадцати пяти месяцев. По сравнению с октябрем 2014 года — последним периодом роста реальных доходов — падение реальных доходов составило 12,7%", — говорится в докладе ЦЭПР.

При этом, интересна динамика роста протестов в первом полугодии, которую отметили в ЦЭПР. В апреле-июне 2017 года в российских городах состоялось на 33% массовых протестных акций больше, нежели в январе-марте. В количественном выражении число оппозиционных мероприятий в первом квартале составило 284, а во втором — уже 378.

По мнению главы ЦЭПР Николая Миронова, увеличение протестной активности во втором квартале является традиционным, поскольку в холодные месяцы граждане реже выходят на улицы. Кроме того, в апреле-июне произошло гораздо больше резонансных политических событий, в частности, митинги приверженцев Навального и утверждение московского закона о реновации. Но напряжение будет нарастать и далее, поскольку общество недовольно точечной стратегией решения острых проблем, которой руководствуется Кремль. Соотношение акций в пользу политических будет увеличиваться ввиду того, что в медийное пространство чаще попадают оппозиционные выступления, нежели социально направленные, что только усиливает чувство незащищенности у участников последних.

Лавры Меркушкина, или над Саратовом небезоблачное небо



Данные ЦЭПР кореллируют с данными фонда «Петербургская политика», который в июне опубликовал исследование «Потенциальные протестных риски в 15 крупнейших нестоличных городах». Согласно данным этого исследования треть указанных в рейтинге «Петербургской политики» городов стали столицами субъектов ПФО. Однако, там в качестве эпицентров протеста были указаны другие города. На первом месте из ПФО в рейтинге «Петербургской политики» ожидаемо вышла Самара (семь баллов из 10 максимальных) с её массовыми протестами против политики регионального правительства во главе с непопулярным губернатором Николаем Меркушкиным, а также протестами рабочих автограда Тольятти. Также из крупных городов ПФО в рейтинг потенциальных протестных рисков фонда «Петербургская политика» попали Казань (пять баллов), Нижний Новгород и Пермь (четыре балла), а также Уфа (три балла).

Пересекаются тут, как видим, лишь Самара и Казань. В этой связи неожиданно, на первый взгляд, смотрится относительно «тихая» Саратовская область. Однако данный регион уже отмечался, как «горячий» по политическим антикоррупционным протестам весны 2017 года. Напомним, в протестной карте выступлений 26 марта, которую составил портал «Медуза» и «ОВД-Инфо», Саратовская область здесь оказалась на третьем месте по «максимальному» зачёту протестующих в ПФО. В регионе, по некоторым данным в оппозиционных мероприятиях 26 марта участвовали до 3 тыс. человек. Это меньше, чем в Пермском крае, где 26 марта протестовало в общей сложности 4 тыс. человек, и Самарской области, где сторонники Алексея Навального вывели на улицы до 3,5 тыс. противников коррупции.

Более того, потенциальной точкой роста недовольств в Саратовской области могут стать планы региональных властей урезать социальные льготы. Как отмечает «Газета Недели в Саратове», власти десятков российских областей с начала 2017 года пересматривают льготы для населения. «Саратовская область тоже вынуждена приступить к их инвентаризации. Это неприятно и опасно делать за несколько месяцев до выборов губернатора и депутатов Саратовской областной думы. Поэтому подготовка к отмене льгот идет тайно. Но быстро. Потому что льготы должны кончиться 1 января 2018 года», — отмечает издание.

В свою очередь, Минфин региона в своем комментарии пояснил, что «только областной бюджет сегодня теряет на налоговых послаблениях 1,8 миллиарда рублей, а еще есть муниципальные решения. Как работают эти льготы? Насколько востребованы? Кто ими пользуется? Что они дают региону? Оптимизация коснется льгот, признанных в установленном порядке неэффективными, — это неработающие льготы для инвесторов и малого бизнеса, пониженные ставки налога для владельцев дорогих транспортных средств и так далее. (…) Инвентаризации подвергнутся также меры социальной поддержки. Неправильно, когда люди с высоким уровнем доходов претендуют на получение социальной помощи от государства».

Чиновники отмечают, что «реализация мероприятий по сокращению неэффективных льгот предусматривается не ранее 2019 года». «Данная работа позволит нам обеспечить в полном объеме исполнение социальных обязательств перед жителями», — уверены в минфине.

Несмотря на уверения о том, что урезание льгот не должно коснуться необеспеченных слоёв населения, практика показывает, что именно малоимущие страдают от подобного рода «оптимизаций». Стоит напомнить, что в начале 2014 года областное руководство, занятое в условиях растущего госдолга урезанием бюджетных расходов и «антикризисным» «затягиванием поясов» решило повысить стоимость социального проездного билета с 50 до 150 рублей. Только вот систему расчёта с перевозчиками в этой связи не пересмотрело, что вызвало проблемы основных перевозчиков, в частности МУПП «Саратовгорэлектротранс» и, как следствие, падение качества обслуживания населения.

Так и сегодня планы региональных властей могут привести к последствиям, которые наступили в соседней Самарской области, жители которой устраивают массовые протесты в том числе и против урезания льгот. Примечательно, что планы «оптимизаций» власти региона назначили на начало 2018 года, то есть на период после губернаторских выборов и избрания нового созыва областного законодательного собрания. Естественно, что принятие возможных непопулярных инициатив до электоральной кампании могло бы больно ударить по политическому истеблишменту Саратовской области, и без того погрязшему во внутриклановых разборках и коррупционных скандалах (аппетиты строительного лобби и автотранспортного комплекса, уголовные дела в отношении чиновников и т. д.). Но путь «оптимизаций» в преддверии президентских выборов также похож на дао танцора на минном поле.

Василий Лбов
2017РегиональныеФедеральный уровень


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 13.07.2017 Рубрики: Статьи о выборах, Региональные выборы 2017, Социология – о политике, Общественные акции
Источник: Свободная Пресса Место публикации: Москва
Адрес: http://pfo.svpressa.ru/society/article/8727/?rss=1 Тип публикации: Статья
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.

Лента новостей