|
Радикализация неизбежна. Новая стратегия Навального (6.07.2017)
|
|
Завтра завершается административный арест Алексея Навального, который длился 25 суток. После провального митинга 12 июня у оппозиционера был месяц на разработку новой стратегии. О возможных действиях политика «Актуальные комментарии» поговорили с политологами и политтехнологами.
По мнению политолога Дмитрия Гусева, главной целью Навального станет дискредитация самого института выборов: «стратегия Навального очень проста — это делегитимизация выборов, то есть сделать так, чтобы выборы не были признаны честными и их результаты не были приняты обществом. Для этого он избрал следующую стратегию: или я президент или выборы нечестные». Причем деструктивная повестка будет сохраняться Навальным в любом случае. Допустят его до выборов или нет — не важно, считает эксперт: «неважно, зарегистрируют Навального или нет, в любом случае власть всегда будет виновата. Если не зарегистрируют, то он скажет: "ну вот, видите, власть не дала меня зарегистрировать". Если зарегистрируют, он скажет: "да, я участвовал, но выборы были сфальсифицированы". Поэтому его стратегия нацелена на непризнание выборов, для этого и дальше будет устраивать митинги и выводить людей на улицы по любому поводу».
Политолог Константин Симонов согласен с тем, что Навальный будет радикализировать свои действия, однако он считает, что оппозиционер готов создавать и параллельные структуры: «Я думаю, что его стратегия не сильно зависит от того, будут его пускать на президентские выборы (решение уже принято — не пускать). Если он согласится внутри себя, что переговоры бессмысленны, тогда стратегия одна — радикализация процесса: создание штабов и курс на сознательное провоцирование конфликтов. То есть, вести избирательную кампанию, несмотря на то, что его в списке не будет. Зачем ему это делать? Для того, чтобы создать оргструктуру и потом предъявить ее власти в качестве аргумента. То есть, вы нас не пускаете, а у нас уже вот это есть. И дальше уже можно ситуацию каким-то образом расшатать: провоцировать митинги, протесты, акции».
Симонов подчеркивает, что радикализация — это единственный возможный путь для Навального, вопрос только в том, когда именно он окончательно перейдет к решительным действиям: «Мой прогноз заключается в том, что администрация перестрахуется, Навального на выборы не пустят, он это быстро осознает и уже осенью свою политическую инфраструктуру будет использовать для различного рода провокативных действий, типа хождений по Тверской, но не только в Москве, не и в регионах и пытаться эти истории медийно прокручивать через те ресурсы, которые у него есть».
Политтехнолог Андрей Максимов отмечает, что Навальный будет стараться монополизировать сначала протестное поле, а затем попытается стать единственным оппонентом действующей власти. Но для этого ему придется пойти на контакт с другими политическими силами. «Для него сейчас самое главное — стать единственным оппонентом действующей власти и подорвать позиции, электоральные, прежде всего, на предстоящих выборах, забрать голоса у левой оппозиции. По всей видимости, он так или иначе будет фигурировать в либеральных или либерально-демократических списках, может быть «Яблока», может быть, еще какой, может быть у «Парнаса» он все-таки остается, в партии. Они его, собственно, не зарегистрировали, но совсем вне избирательного процесса он не останется».
По мнению эксперта, Навальный будет расширять спектр своей критики и атаковать не только действующую власть, но и системных оппозиционеров: «чтобы монополизировать голоса оппозиции и стать серьезным лидером, ему надо дискредитировать левых, прежде всего Миронова и Зюганова. Вопрос, куда он нанесет свой удар следующий?». По мнению политолога Александра Морозова, после выхода Навальному нужно дать ответ всем критикам из либерального круга, «нападавшим на оппозиционера», чтобы добрать поддержку у патриотично настроенной аудитории: «Навальный мгновенно мобилизует еще кусок молодого патриотического электората в свою пользу. Потому что — кто же заведомо прав с точки зрения обычного погруженного внутрь нынешней России человека — Леша, который, "как мы", тут колотится — или эти благополучные "отъехавшие"? это же очевидно».
Таким образом, радикализация действий Навального — это вопрос времени. По всей видимости, оппозиционер пока надеется на некий договор с властями как это было на выборах мэра Москвы в 2013 году, когда ему удалось пройти муниципальный фильтр.
Навальный рассчитывает на аналогичный сценарий, поэтому несанкционированные митинг на Тверской — это попытка показать «что будет, если...». Пока получилось не очень убедительно. В Москве митингующих 12 июня оказалось меньше, чем 26 марта. Возможно, на следующий митинг придет еще меньше людей. Работа региональных штабов тоже блокируется, поэтому аргументов становится все меньше.
Когда у Навального не останется надежды на компромиссный вариант, он перейдет к радикализации по всем фронтам. Это отпугнет часть сторонников и сомневающихся, останется только «ядерный электорат», который будет принимать участие в несанкционированных акциях, шествиях и митингах. Радикализация протеста — вопрос времени.
2017ФедеральныеФедеральный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|