Выборочный поиск
Подписка на дайджест
E-mail*:

CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» » Станет ли единственный в России лидер оппозиции новым Путиным?

 
Станет ли единственный в России лидер оппозиции новым Путиным?
(5.07.2017)



После мощных уличных протестов, состоявшихся в городах России 12 июня, у вас может возникнуть вопрос о том, чего дальше ждать от российской оппозиции. Это один из тех редких случаев, когда можно гарантировать следующий политический прогноз: до середины июля никаких новостей от оппозиции не будет.

12 июня российские власти приговорили лидера оппозиции Алексея Навального к месяцу лишения свободы. А кроме него в России сегодня не осталось настоящих оппозиционных лидеров.

Еще недавно ситуация была иной. Зимой 2011-2012 годов против президента Владимира Путина выступила оппозиция из состава обширной политической коалиции, которая возникла как ответ на обвинения в масштабных нарушениях во время парламентских выборов. Лидеры левых, правых и либеральных оппозиционных организаций собрались за одним столом, и хотя Алексей Навальный к тому времени был уже весьма популярен, рядом с ним стояло еще несколько не менее влиятельных лидеров. Он даже не был самым влиятельным среди них. В отличие от Бориса Немцова, Гарри Каспарова и Михаила Касьянова, у Навального не было своей партии, он не побеждал на выборах, и у него отсутствовал опыт работы в правительстве.

Сегодня Навальный остался единственным лидером. Он стал главным лицом оппозиции. Но действительно ли он — та заноза в боку президента Путина, какой кажется?

Навальный был активистом в либеральной партии «Яблоко», но в 2007 году его оттуда исключили за участие в ксенофобских и националистических движениях, так как это порочило доброе имя партии (как-то раз он назвал грузин грызунами). Какое-то время после этого Навальный экспериментировал с различными формами протеста, ища тему, которая выделила бы его на общем фоне как оппозиционного активиста. Он нашел ее: коррупция в российской власти. Юридическое образование и популярный блог сделали Навального политической суперзвездой интернета.

После протестов 2012 года либеральные силы заколебались и начали утрачивать импульс силы. На митинги и демонстрации в Москве стало собираться все меньше людей, а либералам не удалось завоевать мандаты на выборах в местные органы власти. Пережив многочисленные кризисы и расколы, либеральная оппозиция очень сильно ослабла, а от прежних альянсов ничего не осталось. Немцова убили, Каспаров уехал из России, а партия Касьянова показала очень слабые результаты на парламентских выборах 2016 года, после чего он ушел в политическое небытие.

А Навальный остался, вернувшись к своей антикоррупционной кампании. В конце 2015 года он обвинил в коррупции генерального прокурора Юрия Чайку, а в марте на канале Навального в YouTube появился фильм о тайном бизнесе и недвижимости премьер-министра Дмитрия Медведева. После этого он пригрозил вывести на улицы тысячи демонстрантов и добиться отставки Медведева. Когда Медведев заявил, что не будет давать комментарии в ответ на эти обвинения, сторонники Навального вышли на марши протеста — сначала 26 марта, а затем 12 июня. Это были самые масштабные протесты за последние годы, и оба раза полиция для их разгона применяла максимальную силу.

Это очень похоже на протесты пятилетней давности, а главное отличие заключается в том, что их участники сегодня уже не представляют самые разнообразные политические силы. Это исключительно сторонники Навального. За пять лет он стал не только самым популярным, но и самым активным лидером оппозиции. Ему не нужны ни партии, ни коалиции. Ему достаточно сотен тысяч онлайновых подписчиков.

Впервые за 17 лет нахождения у власти у Путина появился один главный оппонент — доминирующий лидер оппозиции, который на самом деле очень похож на него. Как и президента, Навального невозможно отнести ни к левым, ни к правым. Его идеологические высказывания расплывчаты и противоречивы. Даже на простые вопросы — скажем, о политическом статусе Крыма — Навальный старается отвечать в общих чертах.

В работе со своими сторонниками Навальный отдает предпочтение авторитарному стилю руководства. Его ближайшие соратники вышли из числа наемных сотрудников Фонда борьбы с коррупцией. Это люди, которым он платит зарплату, и для которых он всегда будет начальником, а не партнером (похоже на Путина). А еще многие сторонники Навального — это его персональные фанаты, связывающие имя своего кумира с надеждами на демократическое будущее России. То же самое можно сказать и о президенте, который сознательно стремится сделать так, чтобы люди отождествляли его с Россией. Спикер Думы как-то заявил: «Есть Путин — есть Россия. Нет Путина — нет России».

Некоторые критики Навального обвиняют его в том, что он работает на Кремль. Вряд ли это так. Но вполне возможно, что Навальный непреднамеренно обслуживает интересы Путина.

В 2013 году Навального освободили из тюрьмы уже на следующее утро после того, как приговорили к пяти годам лишения свободы, чтобы он мог принять участие в выборах московского мэра. А когда он не набрал достаточного количества подписей, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата, его этими подписями обеспечила путинская партия. Навальный объявил о своем намерении принять участие в президентских выборах, которые состоятся следующей весной. И хотя закон не разрешает ему баллотироваться из-за судимости, что недавно подтвердила Центральная избирательная комиссия, такую возможность исключать нельзя. В России решения такого рода принимаются не по закону, а в соответствии с потребностями Кремля. Если Путин будет баллотироваться, ему надо будет показать, что это настоящие выборы, и что он способен победить не только фиктивных противников, которых сам выбирает, но и настоящего лидера оппозиции.

Путин и Навальный не могут обойтись друг без друга, и их конфронтация каким-то образом трансформируется в состояние взаимозависимости, очевидный результат которой — копирование путинской модели лидерства антипутинской оппозицией. Путина можно критиковать за разрушение демократических институтов в России, за сосредоточение в своих руках всей государственной власти и за паралич гражданского общества. И по этой логике альтернативой Путину должна быть демократия.

Но здесь работает и другая логика. Согласно ей, Путин — просто плохой авторитарный лидер, неэффективно применяющий свою неограниченную власть, и если бы его сменил Навальный, то в России все пошло бы на лад, даже без демократии. Так было в конце прошлого века, когда Борис Ельцин стал олицетворением демократических надежд российского народа. Так происходит и сейчас, но у новых надежд другое конкретное имя: Алексей Навальный. Но это чревато появлением новой авторитарной модели после ухода Путина.

The New York Times, США
2017ФедеральныеМеждународный уровень


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 5.07.2017 Рубрики: Статьи о выборах, Общая информация о выборах 2017, Выборы Президента РФ, Партийные кадры, Они про нас
Источник: The New York Times (ИноСМИ) Место публикации: Москва
Адрес: http://inosmi.ru/politic/20170705/239728019.html Тип публикации: Статья
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.

Лента новостей