Выбор Народа » Статьи о выборах » Сергей Обертас: «У меня мускус в кармане, но не надо об этом петь на каждом углу». Глава облизбиркома — о претензиях СПЧ, спорах с Гартунгом и скандале в Верхнеуральском районе
Фото с сайта:
|
Сергей Обертас: «У меня мускус в кармане, но не надо об этом петь на каждом углу». Глава облизбиркома — о претензиях СПЧ, спорах с Гартунгом и скандале в Верхнеуральском районе (4.07.2017)
|
|
Избирательная комиссия Челябинской области в последнее время часто оказывается в эпицентре политических скандалов. Попавшая в федеральную повестку история с давлением на секретаря ТИК Верхнеуральского района, высказанные общественниками обвинения в сокрытии данных о фальсификациях на выборах в Госдуму, критические замечания членов совета по правам человека при президенте (СПЧ) — вряд ли все это способствует росту доверия населения как к самому органу, так и к выборам, которыми этот орган занимается. Что думает об этом председатель облизбиркома Сергей Обертас — он рассказал в интервью Znak.com.
— Сергей Владимирович, вы как восприняли реплику на выездном заседании СПЧ о том, что виновные в фальсификациях на выборах 2016 года не были наказаны?
— Мы стараемся конструктивно относиться к критике, но, согласитесь, она должна быть обоснованной. Если наши уважаемые гости в своих комментариях ставят под сомнение решения судов, то я себе такого позволить не могу. Иначе мы договоримся до ситуации, когда наступит анархия.
— Давайте тогда поговорим про частные определения по итогам судов, где истцом выступал депутат Госдумы РФ, эсер Валерий Гартунг (оспаривал проигрыш по одномандатному округу единороссу Анатолию Литовченко — прим. Znak.com). Ваши оппоненты утверждают, что в наказание за нарушения сотрудники комиссий, где они были зафиксированы, прошли обучение, и всё…
— Это неправда. Напомню, что у нас было 183 административных иска от Валерия Гартунга. Они подавались с декабря 2016 года (первые — в Октябрьском районе), последние были рассмотрены в марте 2017 года в Увельском районе. После этой стадии заявитель подал только 124 апелляционных жалобы, то есть уже в какой-то мере признал свою неправоту. Однако и в апелляционной инстанции последовали отказы.
Что касается частных определений, то они были вынесены в адрес 21 участковой избирательной комиссии. Это даже не половина и не четверть от всех жалоб. Речь идет о трех территориях — одном участке в Коркинском районе, а также о комиссиях Октябрьского района и Копейска. Хочу заострить внимание, что это не решения судов, а именно частные определения.
То есть суд считает, что волеизъявление граждан нарушено не было, но есть некие нюансы, с которыми надо считаться. Они нами не скрываются, это данность. — Поясните, пожалуйста, о каких нюансах, то есть нарушениях, идет речь?
— Сразу после того, как прошел первый круг рассмотрения в судах, в марте 2017 года, мы провели большой круглый стол, где точечно и адресно проанализировали каждый эпизод, который был изложен в заявлениях Валерия Гартунга. Были рассмотрены как ситуации, не нашедшие подтверждения в судах, так и подтвердившиеся, но не являющиеся нарушением законодательства о выборах. Например — несоздание отдельных избирательных участков в больницах. Но такой обязанности нет, это право. Или пломбировка ящиков для голосований специальной пластиковой пломбой. Была претензия, что пломбы поддельные. Но они сейчас такие.
Вообще было три основных направления частных определений. Одно из них — что при составлении некоторых повторных протоколов не все наблюдатели и члены комиссий с правом совещательного голоса были должным образом оповещены. То есть из-за ошибок в ТИКе не приняли протокол, члены комиссии вернулись и начали делать повторный, но дозвониться некоторым людям не удалось. Кто-то отключил телефон, другие не взяли трубку по какой-то причине… Это подтверждается распечаткой телефонных звонков. На будущее мы разработали форму дополнительной гарантии, чтобы исключать такую ситуацию. Будем письменно уведомлять наблюдателей в момент их прихода на избирательный участок, что они могут оставаться там до момента принятия вышестоящей комиссией протокола.
— Раньше у них такого права не было?
— Было, конечно. Но давайте говорить по-честному: задача наблюдателя, каким бы он ни был патриотом партии, — взять копию протокола и скорее унести в свой штаб. Никому не хочется еще час сидеть и ждать, придет новый протокол или нет… Еще одно нарушение — ошибка при составлении копий протокола на одном из участков. Председатель комиссии, заполняя вручную копию протокола, в одной строчке вписал цифру из другого протокола. Человек просто устал и замотался. Мне кажется, это нарушение не является существенным.
Вторая группа нарушений была по девяти комиссиям в Октябрьском районе, и она говорит, что должна быть более четкая и скрупулезная работа с реестрами для голосования вне помещения. При приеме заявок на выездное голосование не были указаны адреса лиц, передающих заявку, или вместо ФИО было написано «звонил сам избиратель лично». Я напомню, что это Октябрьский район, сельская территория… Не думаю, что данное нарушение может поставить под сомнение результаты выборов.
Третье направление — работа со списками избирателей, где в силу недостаточных знаний об изменениях, новых нюансах выборного законодательства на трех участках члены УИКов включали в список избирателей граждан с временной регистрацией, подающих заявление не за 60 дней, а за 3-5 дней. В итоге ситуация была купирована.
На основании этих направлений, я повторюсь, мы провели в марте круглый стол. Хотели пригласить туда только территории, где были нарушения, но приехали все, и это здорово. После этого было проведено два обучающих совещания руководящего состава ТИКов и одно для муниципальных избирательных комиссий и комиссий, принимавших участие в выборах в органы местного самоуправления в 2017 году.
— В сухом остатке получается, что наказанием стало только обучение?
— Каких-либо бумаг о недостаточности принятых мер из судов не поступило. Мы же их информировали об этом по итогам частных определений. В ТИК Копейска, кроме того, прошли два своих круглых стола с участковыми избирательными комиссиями. В Коркинском районе прошло целевое обучение членов комиссии, где зафиксировано нарушение. В Октябрьском районе за апрель–май 2017 года 50% УИКов были обучены.
Мы не ставили целью кого-то карать за эти нарушения, но, тем не менее, по восьми УИКам, где были вынесены частные определения, граждане, допустившие ошибки, по собственному желанию вышли из состава комиссий. Проведены замены четырех председателей комиссии, секретаря и двух членов УИК. Кроме того, еще 32 рядовых члена УИК Октябрьского района вышли из состава комиссий по личным заявлениям. Поэтому, как мне кажется, ситуация была полностью отработана.
— И все же, Сергей Владимирович, главной претензией были не обозначенные нарушения, а наличие так называемых «каруселей», когда на разных избирательных участках голосовали одни и те же люди. Видео с их участием обнародовало региональное отделение «Справедливой России».
— В исках, о которых мы говорим, основными претензиями было именно то, о чем я говорил. А видео с избирательных участков, вокруг которого теперь идет полемика, появилось в апреле. (На сайте Znak.com первое видео «карусели» было опубликовано 28 декабря 2016 года — прим. ред.). Но избирательная комиссия не может давать оценок этим действиям. Сотрудники аппарата по моему поручению проводили опрос гражданки Фаттаховой, к которой была претензия. Она дала пояснения, что не занималась противоправными действиями, о которых заявляли представители «Справедливой России».
— Имеете ввиду женщину, которая голосовала на разных участках?
— Якобы голосовала.
— Почему «якобы»? Сомнений в том, что это один и тот же человек, после просмотра видео не возникает.
— Я не могу такого утверждать. Обращение, которое Валерий Гартунг снова прислал к нам недавно, мы направили в СК, МВД, ФСБ, прокуратуру, чтобы были приняты меры, если для этого есть основания. Но это уже вопрос их компетенции. Я допускаю, что факты, изложенные в обращении, могут быть достоверными. Но кто с этим должен разбираться? Ясно, что не избирательная комиссия.
— Правоохранительным органам будет сложно проводить проверку, учитывая, что видеозаписи с участков уже уничтожены.
— Почему же? Можно ведь идентифицировать лица. Это, повторюсь, уже не моя компетенция. Со своей стороны мы сделали все, чтобы информацию зафиксировать и направить для проверки. Каждый должен заниматься своим делом. Но у меня возникает вопрос: «Кто может кричать: волки?!»
— Наверное, тот, кто их боится…
— Возможно. Но можно провести и другую параллель. Мы предоставляли представителям партий и кандидатам возможность в течение 39 рабочих дней отсматривать видео с избирательных участков на большом экране. Видео транслировались каждый день, в течение восьми часов с перерывом на обед. Все, кто посчитал нужным, могли ознакомиться с записями с любых участков. У меня вопрос: почему видео в интернете появилось только в апреле? И второй вопрос: почему оно появилось в очень хорошем качестве, то есть взято оно было не у нас? Но главное: с чего мы решили, что эти граждане голосовали за выигравшего, а не за проигравшего кандидата? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно установить и допросить лиц, которые попали на видео.
— И все же, почему облизбирком позволил уничтожить записи с участков, зная, что результаты выборов оспариваются в судах?
— У облизбиркома заключен госконтракт с «Ростелекомом» о том, что данная организация устанавливает камеры и полученную информацию хранит три месяца. Хранить ее у себя у нас нет возможности. Этот госконтракт был в открытом доступе, он отыгран через торги. Не надо говорить, что кто-то не знал срока хранения. В контракте указано, что 25 декабря 2016 года истекает срок госконтракта, и на основании этого мы должны подписать акт об уничтожении. Данный акт был подписан 26 декабря 2016 года, уничтожение провел «Ростелеком».
— Если данные о «каруселях» подтвердятся, это не будет основанием для отмены итогов выборов по округу? Независимо от того, за кого голосовали его участники?
— Такое решение может принять только суд. Но чтобы была отмена выборов на всей территории округа, нужно добиться отмены итогов голосования на 25% участков. У нас в Коркинском избирательном округе около 400 комиссий, на 100 участках отменить проблематично. По итогам судов частных определений всего 21.
Хочу отметить, что пока не рассмотрен самый первый, эмоциональный иск Валерия Гартунга — об отмене итогов выборов на всех участках. Его откладывали до рассмотрены по отдельным участкам. Сейчас все решения в законную силу вступили, и в июле–августе, наверное, состоится заседание. Но что-то мне подсказывает, что решение облсуда будет однозначным с учетом уже принятых.
— Почему на судах избирательную комиссию Челябинской области представлял член комиссии Константин Тетюков? Ранее в таких случаях на суд всегда ходили представители правового управления.
— Потому что руководитель правового управления в декретном отпуске в соответствии с трудовым законодательством.
— Но на момент судов она не была в декрете.
— Я считаю, что квалификация лица, которое сейчас представляет интересы комиссии, гораздо выше. По моей информации, руководитель правовой службы не занимался судебной практикой. Я, понимая, что судебное решение очень важно для нас, сделал все, чтобы интересы комиссии представлял человек, который имеет более высокий уровень квалификации, у которого больше опыта в судопроизводстве. Считаю, что мы не прогадали.
— То есть, конфликта интересов вы тут не видите? Несмотря на то, что Константин Тетюков на выборах в Госдуму представлял интересы Анатолия Литовченко, оппонента Валерия Гартунга?
— Как вы знаете, у нас 7 декабря состоялось первое заседание, а 8 декабря 2016 года избирательная комиссия Челябинской области в новом составе приступила к работе. Я уже говорил, что по количеству квалифицированных юристов в избирательной системе мы одни из лидеров — у нас их 11 из 14. Поэтому я посчитал нужным доверить Константину Тетюкову представление в судах, невзирая на домыслы.
— Это не домыслы, я лично видела его на суде, где он представлял интересы Литовченко.
— У нас все контракты, связанные с выборами, прекращаются в день выборов. Какое они имеют отношение к деятельности, которой человек занимается, начиная с 8 декабря? Где тут причинно-следственная связь? По мне, это прямые домыслы, и в отличие от заявителя, я в грязном белье копаться не хочу.
— На заседании круглого стола «Практика применения избирательного законодательства» Юрий Гурман заявил, что вы, работая в правительстве области, обеспечивали победу кандидата от ЕР Анатолия Литовченко. А теперь — уже как руководитель облизбиркома — фактически скрыли улики, подписав акт уничтожения видеозаписей с камер видеонаблюдения. Это серьезные обвинение, не находите?
— Мне нечего тут комментировать. Да, на период проведения выборов я был заместителем руководителя аппарата губернатора и правительства. Но пусть человек прочитает мой должностной регламент прежде, чем озвучивать недостоверные сведения. Литовченко я не помогал, никого не покрывал. А если бы Гартунг выиграл по одномандатному округу, потом сказали бы, что я его покрывал? Я работал с главами муниципальных образований в области укрепления материально-технической базы УИКов. А говорить можно, что угодно.
— Сатисфакции не хотите потребовать от Юрия Гурмана? Все же заявление прозвучало публично…
— Я не собираюсь требовать сатисфакции, потому что не хочу никого бесплатно пиарить. Если есть ко мне какие-то претензии, выскажите мне их лично. Я знаю все эти наработки и считаю, что лучше всего не реагировать на ложь. Примеры неправильного толкования фактов будут продолжаться, просто нужно быть к этому готовым. У меня в детстве была книга «Сказки народов мира», я запомнил одну фразу, которая несет глубокий философский смысл: «Имеющий мускус в кармане не будет об этом кричать на всю площадь, потому что запах сам дает о себе знать». У меня мускус в кармане есть, но не надо об этом петь на каждом углу. Если это, конечно, не популяризация каких-то хороших идей.
— Недавно проходила информация о том, что вы в своем письме предложили главам территорий при необходимости заменить руководителей ТИКов.
— Такого письма не было.
— Откуда тогда могли пойти подобные слухи?
— У нас есть система круглых столов, мы проводим много обучающих мероприятий. И я не скрываю, что хочу, чтобы избирательная система работала лучше. Люди преклонного возраста иногда с технологиями не очень на «ты», и понимая, что им с QR-кодами, которые мы вводим в этом году, не справиться, могут добровольно сложить свои полномочия. Процесс омоложения происходит непрерывно во всех органах власти. Разве это плохо? Жизненный цикл человека выстроен так, что невозможно постоянно подниматься в гору или быть на пике. Что предосудительного в ротации?
— В Троицком районе в поселениях отменили прямые выборы. Не думаете, что лучше вернуть их, чтобы снизить градус напряженности?
— Вопрос полемический. Я считаю, если норма позволяет выборность глав сельских поселений, надо дать людям эту возможность. Но при условии, что местные представительные органы примут такое решение. У нас ведь остались прямые выборы в регионе: к примеру, 10 сентября Полоцкое сельское поселение Кизильского района будет выбирать главу. Я был в Яснополянском сельском поселении, где отменили выборы, когда приезжали представители СПЧ. Там было отличное трехчасовое шоу, можно месяц в кино не ходить. Мероприятие было хорошо срежиссировано Ассоциацией муниципальных образований и сельских поселений Челябинской области (возглавляет Юрий Гурман — прим. Znak.com). Я не спорю, что вопрос действительно очень важный, но депутаты уже приняли решение…
— Но они приняли это решение вопреки мнению жителей, которые на публичных слушаниях высказались против изменений, отменяющих прямые выборы!
— Это тонкий момент, но процедурно все было соблюдено, иначе минюст бы не зарегистрировал изменения.
Публичные слушания не являются основой для принятия того или иного решения представительным органом. Депутаты могут провести слушания, но принять иное решение, потому что орган независимый. Этих людей тоже выбрали жители поселения. Да, я вижу тут большой моральный вопрос: решение публичных слушаний шло вразрез с решением совета депутатов. На мой взгляд, людей нужно было услышать, попытаться убедить в необходимости решения. Тут была процедурная недоработка.
— Будут выборы 2017 года отличаться от прежних?
— Я считаю, что будут. У нас в этом году будут использоваться QR-протоколы, позволяющие избежать ошибок при внесении данных, не будет повторных протоколов. Сейчас эта система носит тестовый характер. Постараемся установить ее на каждом участке. На данный момент все муниципальные образования, где будут выборы, подтвердили готовность. Там нужно только один технический вопрос решить — на каждый участок найти по одному комплексу: компьютер плюс принтер.
— Сколько стоит это удовольствие?
— Нисколько. Муниципалитеты по-разному решают задачу. Кто-то из компьютерного класса возьмет технику, кто-то из администрации. Компьютер нужен на два дня, на него установят программу. Человек будет вводить данные в таблицу. Там есть кнопка «Распечатать», которая становится активной, когда заполнены все поля, и нет ошибок. Процедура ввода и передачи данных сокращается в десятки, даже сотни раз. Но в том же Октябрьском районе, в деревне, найти компьютер и принтер сложно. Общаюсь с главами, убеждаю. Люди идут навстречу.
— Как развивается ситуация в Верхнеуральском районе, где глава муниципалитета пытался вынудить секретаря ТИКа Гулю Сайфитдинову уволиться?
— Ситуация себя полностью исчерпала. Гуля Борисовна на связи с моим замом каждый день. Никаких поползновений со стороны власти нет. Хотя претензии лично к человеку у меня были, потому что она направила обращение сразу в ЦИК, не дав возможности спокойно разобраться с ситуацией на своем уровне. Я Гуле Борисовне это высказал, попросил в следующий раз сначала ко мне обращаться. Но при всем при этом к ее работе ни у меня, ни у руководителя ТИКа претензий нет.
2017РегиональныеЧелябинская область
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|