|
Почему пытались заблокировать Telegram: две версии (28.06.2017)
|
|
Екатерина Винокурова
Создатель Telegram Павел Дуров объявил, что не возражает против включения мессенджера в реестр распространителей информации в России. Он добавил, что регистрационные данные для этого являются открытыми, и продублировал их в посте «ВКонтакте». «Однако мы не будем выполнять антиконституционный и нереализумый технически „закон Яровой“ — равно как и другие законы, не совместимые с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности Telegram», — написал Дуров.
Он пояснил, что исходит из заявления главы Роскомнадзора Александра Жарова, который ранее сказал, что от мессенджера требуются только данные для регистрации, а никаких других обязательств нет.
Дуров также указывает, что, давая согласие на внесение в реестр, мессенджер не берет на себя никаких дополнительных обязательств. «В рамках работы с российским регулятором мы можем обещать только тот уровень сотрудничества, который демонстрируем во всех остальных странах, а именно — продолжать совместную работу по удалению публичных материалов, связанных с пропагандой терроризма, наркотиков, призывами к насилию и детской порнографией, а также продолжать работу по пресечению рассылок спама», — указывает создатель Telegram.
Начиная с минувшей пятницы Роскомнадзор угрожает заблокировать популярный мессенджер Telegram. Ведомство потребовало от владельца мессенджера предоставить сведения для реестра организаторов распространения информации. В СМИ сообщали, что в противном случае мессенджеру грозила угроза блокировки. Павел Дуров предоставлять данные отказывался. На прошлой неделе глава Роскомнадзора Александр Жаров опубликовал открытое обращение к Дурову, в котором заявил, что мессенджеру грозит блокировка, так как сейчас все имеющиеся возможности официальной коммуникации с командой мессенджера Telegram исчерпаны. Жаров призвал Дурова исполнить российское законодательство. Дуров назвал угрозу блокировки мессенджера «саботажем интересов России». Затем ФСБ и Роскомнадзор заявили, что Telegram использовался организаторами теракта в Санкт-Петербурге.
Пикировка между Дуровым и Роскомнадзором идет в публичном поле. Пресс-служба РКН на момент публикации заметки не ответила на вопрос Znak.com, есть ли у них способ коммуникации с Дуровым, кроме обмена заявлениями в СМИ и соцсетях.
В медийном плане история вокруг Telegram активно раскручивалась со стороны российской власти. К информационной войне против мессенджера, популярного у политически активных пользователей, подключили государственное телевидение, и в минувшее воскресенье Дмитрий Киселев со всей мощью ВГТРК в «Итогах недели» рассказывал, как ужасен этот мессенджер, как он популярен в террористической среде и у наркоторговцев. Придумать большее несовпадение формата, повода и аудиторий было бы сложно.
Есть разные версии того, что стоит за атакой на Telegram. Среди них лидируют две, причем они не противоречат друг другу.
Версия первая: силовики
Версия первая — силовая. Собеседник Znak.сom в администрации президента говорит, что триггером истории с блокировкой Telegram стал теракт в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года, совпавший по времени с посещением этого города президентом Владимиром Путиным. В результате самоподрыва смертника в московском метрополитене погибли 16 человек, еще десятки людей пострадали.
«Спецслужбы получили тогда серьезнейшие взыскания за то, что допустили теракт во время визита первого лица. После этого они решили, что политические издержки блокировки анонимных мессенджеров не имеют значения, и пролоббировали блокировку на самом высоком уровне», — поясняет собеседник. Администрация президента на официальном уровне в диалог между Роскомнадзором и создателем Telegram Павлом Дуровым вмешиваться не будет, говорит он. Этот же собеседник говорит, что аудитория Telegram в России невелика, поэтому большинство блокировки мессенджера просто не заметит и говорить о серьезных политических или социальных последствиях нельзя. Что касается роли Роскомнадзора, то источник Znak.com иронично говорит, что сейчас ведомство Александра Жарова выполняет функции пиарщика Telegram в России, прилагая все усилия, чтобы увеличить аудиторию мессенджера.
По данным издания «Ведомости», в начале 2017 года российская аудитория Telegram превысила 6 млн пользователей, а больше всего активных пользователей у мессенджера в Иране — 35-40 млн человек.
Против «силовой» версии возражает один из людей, близких к команде создателей Telegram. По его словам, точечное взаимодействие между Telegram и спецслужбами имеет место. В случае поступления обоснованного запроса по доступу к переписке человека, подозреваемого в терроризме, администрация мессенджера может идти навстречу, считает этот человек, добавляя, что при этом о предоставлении ключей речи не идет.
Версия вторая: политика + недобросовестная конкуренция
Вторая версия — политическо-экономическая. Как только Telegram появился, политически активные пользователи стали активно осваивать его, заводя в нем каналы. Отсутствие опции комментариев, закрытый список подписчиков, возможность вести анонимный блог (самым успешным таким проектом является канал «Незыгарь» с 47 тысячами подписчиков), отсутствие цензуры привлекло русскоязычных пользователей. В качестве мессенджера Telegram также пользуется популярностью в околополитической среде, так как в нем есть опция secret chat, обеспечивающая дополнительную защиту переписки. В последнее время набирают популярность Telegram-звонки. Нет, чиновники и журналисты не договариваются друг с другом или между собой через этот мессенджер о продаже оружия или наркотиков, зато они застрахованы от появления своей беседы в открытом доступе в интернете (российские спецслужбы часто передают те же прослушки в СМИ — например, в 2011 году в издании Life всплывали прослушки лидеров российской оппозиции).
В последние дни началась навязчивая пиар-кампания «альтернативного» Telegram мессенджера TamTam, разработанного Mail.Ru Group. Некоторые чиновники, знакомые автора статьи, с грустью сказали, что начальство рекомендует им установить этот мессенджер вместо «вражеского» Telegram (переписка по этому поводу шла, конечно, в Telegram).
Со стороны кампания мессенджера TamTam производит впечатление неловкой попытки навязать продукт, пользуясь случаем, когда у конкурента есть проблемы с властями. Более того, такая же схема, как с Telegram, может быть использована для вытеснения с рынка практически любых иностранных мессенджеров — чиновникам Роскомнадзора будет достаточно сослаться на информацию от спецслужб, что их используют террористы (на самом деле есть большое количество мессенджеров, которые, в отличие от Telegram, даже не привязаны к номеру мобильного телефона, в них используется система одноразовых ников. Российские чиновники активно пользуются ими в свои коммуникациях и постоянно осваивают все новые). То есть под видом борьбы с терроризмом может скрываться банальная недобросовестная конкуренция.
Версии о недобросовестной конкуренции придерживается один из респондентов Znak.com. По его словам, ни глава Минкомсвязи Николай Никифоров, ни помощнк президента Игорь Щеголев (экс-глава этого ведомства), являясь людьми технически грамотными, не могут желать блокировки Telegram, и тут, скорее, вступают в силу политические и экономические мотивы. С одной стороны, есть неконтролируемое публичное коммуникационное поле, с другой стороны, есть экономические интересы отечественных игроков — к примеру, как с «законом Яровой», обязавшим российских мобильных операторов сохранять трафик их абонентов в специальных российских центрах («Ведомости» тогда называли среди возможных выгодоприобретателей «Ростех» или «Ростелеком»).
Собеседник издания говорит, что борьба с Telegram выглядит просто смешно: те, кто хочет сохранить приватность переписки (кстати, гарантированную Конституцией), найдут способ обхода блокировок и станут еще более недоступны.
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко сказал Znak.com, что «теорий заговора вокруг этого резонансного случая будет еще много», однако, не располагая точными знаниями, догадки относительно подоплеки ему строить не хочется. Что касается сигналов для отрасли, то «их уже было предостаточно, этот точно не будет решающим», добавил Плуготаренко.
Эксперты отмечают, что пока вся история играет на руку Telegram и против российской власти, хотя говорить о политических последствиях не стоит, скорее, это просто часть нынешних хроник безумия, к которым политизированные люди в целом уже привыкли.
За последние дни Telegram стал самым популярным мессенджером в App Store, напоминает глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
«Тяга людей к тому, что могут запретить, — это ответ на вопрос, — говорит он. — Больших политических последствий не будет. Но капля камень точит. Крепчание маразма и реализация лозунга „Больше ада!“ могут серьезно отразиться на выборах президента, когда все претензии общество свалит в одну кучу. Что будет последней гирей на чаше весов, мы не знаем, но история с Telegram будет одной из них. О его существовании теперь знают даже бабушки и дети», — считает Калачев.
Глава Международного института политической экспертизы и владелец популярного Telegram-канала «Политбюро 2.0» Евгений Минченко отмечает, что, когда он посетил Петербургский экономический форум и общался с губернаторами, они признавались ему, что подписаны на его канал, так как это — очень удобный формат. «Если Telegram закроют, пользователи перейдут на другие мессенджеры. В целом же эта история — настоящий подарок Дурову, тем более он не зациклен на российском рынке, а репутация защищенного мессенджера только будет способствовать росту его международной капитализации», — считает Минченко.
2017ФедеральныеФедеральный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|