|
Хамитов вновь упраздняет башкирский язык (22.06.2017)
|
|
Прокуратура усмотрела в норме об обязательном преподавании башкирского языка в школах Башкирии нарушение норм законодательства РФ и направила соответствующее представление главе республики Рустэму Хамитову. Он пообещал исправить перекосы к 1 сентября. Между тем языковая проблема возникла в регионе в 2010г. именно из-за решения Хамитова избавить башкирский от «искусственных подпорок» и до сих пор не решена.
Глава Башкирии Рустэм Хамитов в эфире «Эха Москвы» сообщил, что к 1 сентября власти республики решат проблему с изучением башкирского языка в школах. Ранее прокуратура внесла на имя главы региона представление, в котором говорилось, что всеобщее обязательное изучение национального языка нарушает закон об образовании РФ. Хамитов подчеркнул, что башкирский язык в школах, согласно местному законодательству, относится к предметам по выбору, и для его посещения нужно письменное согласие родителей учеников. «На сегодняшний день мы знаем, что в ряде школ есть нарушения, что не у всех родителей получено письменно согласие на изучение башкирского языка», – добавил он.
Представление прокуратуры стало ответом на действия так называемого комитета по защите прав русскоязычных школьников, который организовали родители учеников 39-й школы Уфы, утверждающие, что их детей принуждают учить башкирский. Активисты, обратившиеся в прокуратуру, заявили, что директора школ принимают подобное неправомерное решение, поскольку на них давят администрация главы республики и региональное министерство образования.
Первый заместитель председателя общественной организации «Башкорт» Руслан Габбасов – один из тех, кто выступает за всеобщее обучение башкирскому языку в школах республики. «Башкирский язык считается исчезающим. И вообще у башкирского народа больше нет другого места, где мы могли бы сохранить и развивать наш язык, нашу культуру, наши традиции и обычаи. Башкирам ехать некуда, больше нет земли у нас. Нас называют чуть ли не фашистами за то, что мы навязываем наш язык, но что плохого, если житель региона будет знать два языка, тем более что башкирский очень схож с другими тюркскими языками. Это [знание языка] просто дань уважения к людям, с которыми вы живете рядом», – говорит Габбасов. То положение, в котором башкирский язык находится сейчас, общественник считает полумерой, по его мнению, обязательное знание языка нужно требовать у всех представителей бюджетной сферы, включая врачей, полицейских и политиков, и чтобы от знания национального языка, как это сделано в Казахстане, зависела карьера жителей республики.
Вместе с тем Габбасов признает, что башкирский язык в школах преподается не очень качественно и что «хамитовское министерство образования не делает никаких попыток для подготовки учителей, чтобы башкирский язык преподавался интересно, красиво, чтобы детям хотелось его изучать».
Стоит напомнить, что до 2010г. башкирский был обязательным для изучения во всех школах республики, до тех пор пока ее не возглавил Рустэм Хамитов, который провозгласил, что «башкирский язык не нуждается в искусственных подпорках», и отменил правило его всеобщего обязательного обучения. С тех пор общественная дискуссия о роли национального языка в школьной программе не утихает.
Противники изучения башкирского языка, по мнению Габбасова, поддерживаются из Москвы, это их усилиями, считает он, проблема перешла из культурной в политическую плоскость. «Каких-то столкновений я не жду, но политика Хамитова очень настораживает. Эта его попытка угодить и нашим и вашим ни к чему не приводит. Но поскольку наш руководитель отличается антибашкирскими настроениями, и башкиры его за это очень недолюбливают, то вот такая ситуация и возникла», – сказал собеседник. Решение прокуратуры, по мнению Габбасова, «идет из Москвы от определенных групп лиц, которые прощупывают почву для кардинальных изменений». Сюда же он относит заявления Владимира Жириновского и Валентины Матвиенко о ликвидации национальных республик.
Депутат Госсобрания Башкирии, член совета региональной национальной культурной автономии татар Рамиль Бигнов убежден, что языковая политика в республике должна идти в четком соответствии с федеральным законодательством, которое, в частности, дает родителям право выбирать, будет или нет их ребенок учить башкирский или любой другой национальный язык. «Давить на кого-то, на родительские комитеты, на советы школ мы не должны. И нарушать закон нельзя ни с чьей стороны – это золотое правило, которое снимет все вопросы и все обвинения с любой стороны», – сказал депутат. Он считает, что прокуратура, которая отреагировала на запрос родителей, поступила правильно. При этом Бигнов напомнил, что не так давно она же внесла представление в Госсобрание, после которого депутатам пришлось отменить норму регионального Семейного кодекса, допускающую вступление в брак с 14 лет. Искать политику в действиях прокуроров, по мнению Бигнова, не нужно.
Заметим, проблема обязательного изучения башкирского языка в республике стоит остро, поскольку по численности населения башкир в республике столько же, сколько русских и татар: примерно по 30%. Еще 10% составляют представители других народностей. «И понятно, что обязательное изучение башкирского языка в государственных школах вызывает определенную ревность со стороны татарской части населения. Это было всегда, есть сегодня и, к сожалению, будет и дальше. Поэтому нужно находить общий язык и действовать только в законодательном поле», – добавил Бигнов.
Политолог Дмитрий Михайличенко, комментируя башкирскую языковую проблему, предложил для начала отказаться от определения «национальная республика». «Что такое национальная республика? У нас русских 40% населения, татар – 30%, башкир – тоже примерно 30%. Я не знаю ни одного региона страны, который был бы безнациональной республикой. Этот дискурс о национальных республиках ведут эксперты, которые зачастую не выходят за пределы Садового кольца, – это методологическая ошибка», – заявил он. При этом он напомнил, что во времена Муртазы Рахимова также на уровне дискурса появился термин «титульная нация», что оттеснило другие национальности. «Но Башкирия уникальна тем, что коренными этносами здесь являются башкиры, русские и татары. Поэтому здесь важен баланс, если законы РФ говорят, что в качестве обязательного нужно изучать русский, то башкирский навязывать не стоит. Гражданское общество и школы должны сами договариваться, и школы здесь свое мнение не должны навязывать», – считает политолог. Вместе с тем Михайличенко полагает, что необходимо обеспечить доступ к обучению башкирскому и за пределами республики, например, в Оренбургской области, где, по данным переписи 2010г., живет почти 47 тыс. башкир. «Но мягко можно действовать, можно обойтись без предписаний прокуратуры, не навязывать, но дать понять, что башкиры были бы очень рады, если бы изучали их язык. Тем более что межнациональных проблем в регионе практически нет. Но политизация этого вопроса, инерция рахимовского правления, который сделал башкирский этнос своей точкой опоры, должны быть преодолены», – считает политолог. Он полагает, что Хамитову нужно активнее заняться этим вопросом и синхронизировать позиции федерального центра и гражданского общества.
2017РегиональныеБашкортостан
|
Дата: 22.06.2017
|
Рубрики: Статьи о выборах, Региональные выборы 2017, Общество и политика, Башкортостан
|
Источник: Клуб регионов
|
Место публикации: Москва
|
Адрес: http://club-rf.ru/02/detail/2049
|
Тип публикации: Статья
|
|
|
|