|
Вчера проиграли все: об акциях оппозиции (13.06.2017)
|
|
Екатерина Винокурова
В крупных городах России прошли акции протеста, инициированные Алексеем Навальным. По сравнению с 26 марта протест не вырос в масштабе, а оппозиционное движение в очередной раз оказалось расколото из-за решения о переводе митинга из санкционированного в несанкционированный. Журналист Екатерина Винокурова делится своими ощущениями по поводу произошедшего 12 июня.
Вчера проиграли все. И все это уже было.
Начнем с начала.
Одна из моих многочисленных претензий к нынешней власти состоит в ее, власти, тотальной безответственности. Власть стремится к решению собственных проблем за счет граждан. Если мечтать о смене режима и политической системе, то стоит мечтать о власти, ответственной за каждое, даже самое незначительное свое действие.
К сожалению, это важное, базовое качество ответственности не сумел в эти дни продемонстировать и главный оппонент нынешнего режима, Алексей Навальный.
Вечером накануне согласованной акции на проспекте Сахарова он призвал своих сторонников присоединиться к народным гуляниям в День России на Тверской — со всеми рисками, которыми в России сопровождается любая несогласованная акция.
Первые проигравшие
Первые проигравшие от этого решения обозначились уже ночью. Это была та группа столичного протеста, что близка лично мне, — противники реновации, мэрии и Сергея Собянина. Их все же призвали собраться на проспекте Сахарова, где совершенно непонятным образом вмиг возникла звуковая аппаратура и сцена.
Противники реновации — в основном люди взрослые, собственники квартир, обремененные рабочими и семейными обязательствами, которые к рискам несанцкионированной акции очевидно не склонны. Они явно в большинстве своем предпочли остаться дома, тем более что в преддверии митинга 12 июня не велось оффлайн-агитации по «несносным» кварталам, да и тем, кто хочет успеть спасти свои дома, сейчас важнее всего провести собрание собственников.
К огромному несчастью, именно пришедшая на согласованный и отмененный митинг часть противников реновации сформировала на проспекте Сахарова так нужную власти картинку для телевидения — «немногочисленный протест», несколько тысяч людей, чьим мнением в преддверии «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным 15 июня теперь так легко пренебречь. Я считаю это трагедией для всей ситуации с реновацией, породившей, наверное, самый массовый протест против политики городских властей за всю историю последних десятилетий. И именно противникам реновации менее всего был выгоден перенос любой согласованной акции, где в толпе десятков тысяч людей мелькали бы плакаты против сноса домов, на Тверскую, в несогласованный формат, где эта тема полностью отсутствовала.
Следующие проигравшие обозначились утром, так как Алексей Навальный внезапно столкнулся с редкой реакцией на свои действия со стороны оппозиционной общественности — с критикой. Часть его сторонников высказала мнение, что приглашение людей на согласованное мероприятие на проспекте Сахарова предполагало определенную степень ответственности лидера за безопасность тех, кто следует его призыву. И перенос акции в несогласованное место ставит их безопасность под угрозу.
Тем более известно, что часть протестующих очень молода и лишена страшного опыта несанкционированного протеста последних лет 15. Они не помнят «Болотное дело», когда изначально санкционированная акция вышла из-под контроля и закончилась стычкой с ОМОНом, уголовными делами и довольно долгими сроками. Или бесславную «Стратегию-31», когда каждое 31-е число в каждой редакции несчастный корреспондент шел описывать очередные подробности закидывания оппозиционеров в автозаки — и так каждый второй месяц. К слову сказать, сейчас продолжаются суды по задержанным на акции 26 марта. К несчастью, о них тоже мало кто помнит.
Мне не интересны сравнения ни с Гитлером, ни с попом Гапоном. Но мгновенный перевод санкционированной акции в несанкционированную, да еще и смешение протестных граждан с празднующими по-человечески выглядит некрасиво, даже если вы мечтаете о свержении режима любой ценой.
Обманчивое дружелюбие
В первую половину дня всех удивило кажущееся дружелюбие власти. Прозвучали заявления: мол, гуляйте, но без плакатов, тогда никого задерживать не будут. На митинге на Сахарова появились сцена и звук, уже никому не нужные.
Потом началось месиво.
С одной стороны, стояли подростки, которые явно не знают никаких правил поведения на массовых мероприятиях и понятия не имеют о последствиях столкновения с ОМОНом. С другой стороны, силы Росгвардии, которые сделали все, чтобы этот День России вошел в историю силовых структур максимально позорной страницей. Есть видео, где избивают безоружных людей. И, конечно, когда я смотрю эти кадры, я симпатизирую молодым людям, которые хотят изменений в нашей стране, а не тем, кто их бьет, кто пакует их в автозаки. Мне интересно только, почему никто не предупредил этих молодых людей, какие последствия в России-2017 их могут ждать. Силовики вчера тоже были проигравшими.
Есть проигравшие и среди тех, кого политика не касается — реконструкторы и гуляющие люди (на Тверской проходил исторический фестиваль. — Прим. ред.). О них принято говорить или ничего, или презрительно, в рамках штампов «если ты не занимаешься политикой, она займется тобой». Но они тоже были. Вы можете обвинить меня в работе по методичке и недостаточном пылу в борьбе с режимом, но об этих людях нельзя забывать.
В итоге в черном свете оказались все стороны. И даже банкет в Кремле с непременным фриком Хирургом в непременной шапочке на фоне драматических событий в нескольких сотнях метров выглядел издевательством.
Но главное — все это уже было.
Был митинг на Болотной 6 мая 2012 года, была «Стратегия-31», было много всего. Был приход молодежи в политику, которому посвящали колонки и вокруг которого ломали копья. Были нацболы, кидавшие портреты госдеятелей из окон зданий администрации президента. Это все продолжается полтора десятка лет.
Что мы имеем?
Во-первых, молодые люди, протестующие против украденного у них будущего. Во-вторых, стремительно стареющая власть, которая, пытаясь говорить на актуальные темы, все чаще вызывает смех из-за своей безграмотности и несовременности. В-третьих, униженный городской протест. В-четвертых, набирающий силу протест в обокраденных и обездоленных регионах. В-пятых, карикатурно отвратительный истеблишмент, не имеющий достаточно ума, чтобы понять свою отвратительность. В-шестых, подача протеста с максимально маргинальной стороны, которая привлечет радикалов и молодежь, но оттолкнет взрослых и средний класс.
Все эти полтора десятка лет ни одна из составляющих не меняется.
2017ФедеральныеМосква
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|