|
И.о. главы Бурятии Алексей Цыденов подвел итоги первых 100 дней работы (24.05.2017)
|
|
На минувшей неделе и.о. главы Бурятии Алексей Цыденов рассказал об основных итогах работы за 100 дней. Встреча с представителями СМИ длилась более 2 часов. Алексей Цыденов особо отметил, что задач, решаемых его командой, гораздо больше.
Поэтому рассказал лишь о тех задачах, решение которых уже состоялось, либо находится в стадии положительного заключения.
В 2017 году Бурятия на строительство региональных и федеральных дорог получит более 6 миллиардов рублей, из них почти 1,5 миллиарда — по проекту «Безопасные дороги» на строительство дорожной инфраструктуры в так называемой «Улан-Удэнской агломерации», включающей в себя пригородные районы Бурятии.
— Есть стойкое убеждение, что все решения легко даются, потому что я иду на выборы, и меня поддерживают. Безусловно, поддержка есть. Но решения проходят непросто. К примеру, предложение включить Бурятию в федеральную программу «Безопасные дороги» я озвучил министру транспорта России Максиму Соколову, который, в свою очередь, поставил этот вопрос в середине февраля 2017 года перед председателем правительства России. Проект «Безо-пасные дороги» был закрыт еще осенью прошлого года, состав участников был определен и Улан-Удэ в него не входил. Председатель правительства дает согласие и расписывает соответствующее поручение. Однако минфин России отказывает, хотя мы уже начали работу, и стали собирать предложения. 20 марта вопрос не сдвигается с мертвой точки, я пытаюсь договориться, в том числе с Аркадием Дворковичем, который вновь пишет председателю правительства России с предложением все же включить Улан-Удэ в проект. На что премьер-министр вновь дает свое согласие. Несмотря на это, бюджетная комиссия минфина опять нам отказывает. Причина — Бурятия не собирает столько денег по системе «Платон». В конечном итоге дело сдвинулось после моего очередного визита в Москву, в ходе которого я встретился с зампредом правительства и аргументировал, почему нам необходимо попасть в проект «Безопасные дороги». Другими словами, ни одно решение не принимается легко. Такого не бывает, что я прошу: «Будьте добры, у меня выборы! А они сказали бы: держи, чтобы у тебя все было хорошо». Так не проходит! Выборы будут в 16 регионах России, да и все главы регионов свои задачи решают в Москве, все проталкивают свои вопросы. Такая технология прохождения документов, когда существенным является возможность зайти и донести свою аргументацию. А не так, что отправил письмо и сидишь и ждешь, когда деньги придут.
На реализацию первого этапа модернизации очистных сооружений Улан-Удэ Бурятия получит в 2017 году 328 миллионов рублей.
— Как получилось, что, несмотря на прогнозы, нам удалось начать модернизацию очистных сооружений Улан-Удэ именно в 2017-м, а не в 2018 году. У нас оставались деньги с торгов по кяхтинским очистным сооружениям. Чтобы остаться в бюджете со своим проектом, нам нужно было застолбить строчку по улан-удэнским очистным, потому что если нет строчки в ФЦП, то даже когда деньги появятся, ее уже не вернуть. Я обратился в правительство России с просьбой заполнить эту строку хотя бы 33 миллионами рублей, оставшимися после торгов. Мне говорят, что на эти деньги вы ничего не сделаете. Я говорю, понимаю, но вы поставьте, а там будет видно. Нам поставили эти 33 миллиона на улан-удэнские очистные, благодаря чему и строку сохранили, и дополнительные средства изыскали. Таким образом, сделали очень важный первый шаг.
Бурятия получит 309 млн рублей на ликвидацию последствий засухи 2016 г.
— В прошлом году деньги выделялись субъектам РФ на компенсации потерь от засухи как разница между страховыми выплатами и фактическими потерями. Вы знаете, что у нас зона рискованного земледелия и ни одна страховая компания наших производителей не страхует от этих рисков, поскольку они всегда высоки. Поэтому в 2016 году нам в компенсации отказали. Я с февраля занимался этим вопросом, министра сельского хозяйства России за руку водил, рассказывал ему и про засуху, и про официальную позицию страховых компаний, и о том, чем неполучение компенсации чревато для сельского хозяйства Бурятии. Положительное решение принято. Деньги поступят к нам из резервного фонда правительства России с последующей их компенсацией из бюджета минсельхоза страны. Сумма уже расписана между предприятиями, пострадавшими от засухи. Теперь мы говорим нашим сельхозпроизводителям, что они могут начинать посевную кампанию, смело брать кредиты. Иначе у нас посевная была бы сорвана.
Удалось вернуть утраченный было статус моногорода поселку Селенгинск Кабанского района Бурятии, найден новый якорный инвестор для строительства птицефабрики. Кроме того, Селенгинску присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
— Вы знаете, что у нас Селенгинск является моногородом по соглашению с федеральным фондом моногородов России. Этим документом предусмотрено выделение порядка 1 миллиарда рублей на создание инфраструктуры в моногороде. Это строительство автодороги, электросетей, инженерных коммуникаций на территории, где планируется строительство птицефабрики, котельной, завода по производству кормов, теплиц и прочее. В рамках этого проекта были подписаны соглашения с инвесторами, выделена земля. Но по разным причинам инвесторы задержали реализацию проекта, включая якорного инвестора «Бурятптицепром». Из-за чего 1 марта 2017 года федеральным фондом моногородов расторгнуто с нами соглашение и отозван миллиард бюджетных инвестиций на инфраструктуру. То есть мы оставались ни с чем. А без дороги, без ЛЭП, без инженерии все это теряло смысл, даже добросовестные инвесторы уходили. Но опять же в ручном режиме удалось этот процесс остановить, мы договорились, что нам дают три месяца отсрочки. Я взял на себя обязательство, и нам такую отсрочку дали. Мы нашли нового якорного инвестора, «Бурятптицепром» уходит, расторгаем с ним соглашение, изымаем землю. Разрыв был буквально в часы между принятым попечительским советом фонда решением и его подписанием. Нам дали шанс и мы успели им воспользоваться. Более того, мы приняли участие в конкурсе и выиграли его. Теперь Селенгинску также присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Такой статус предусматривает ряд налоговых льгот для инвесторов, которые начнут свою деятельность в Селенгинске в гораздо более выгодных для них экономических условиях.
С 1 июля тариф на электроэнергию для жителей Бурятии снизится еще на 8 процентов. Продолжится снижение тарифа — ориентировочно на 1 рубль — для юридических лиц.
— Сейчас для населения у нас действует тариф на электричество 2,87 копеек. Это 15-й тариф в России, 70 субъектов платят дороже, чем мы. Понятно, что у нас есть рядом фактор Иркутска, где тариф еще ниже. Но Иркутск — он уникален в целом по стране, там сплошная гидрогенерация. У нас, к сожалению, угольная генерация, большое количество населенных пунктов с малой плотностью населения и небольшим числом предприятий, из-за чего сетевая составляющая в Бурятии достаточно высокая на 1 киловатт электроэнергии. Тем не менее все решения для населения о снижении стоимости электроэнергии с 1 июля уже приняты, тариф снизится на 8 процентов, до 2,75 коп. Что касается юридических лиц. Уже было снижение на 70 копеек. Теперь тариф для них варьируется от 3,6 рубля до 7 рублей. С таким тарифом тяжело конкурировать. Это касается всех и сильно сказывается на развитии туристского бизнеса на прибайкальской территории, поскольку там нельзя топить углем — только электроотопление.
С таким тарифом зимой, конечно, ни о какой рентабельности речи быть не может. Пока нет окончательного решения по тарифам на электроэнергию для юридических лиц. Но есть поручение правительства, чтобы нас включили в особую ценовую зону. Я лично общался на эту тему с зампредом правительства России Дворковичем, рассказал ему, что кондитерская фабрика закрылась и переехала, макаронная фабрика закрылась и переехала — только из-за тарифа, нет развития в прибайкальской зоне. В результате минэнерго России подготовило постановление правительства, которое проходит согласование. Если оно будет подписано и нас включат в особую ценовую зону, куда входят Тыва и Северный Кавказ, то будет достаточно заметное снижение тарифа для юридических лиц — порядка рубля.
На 40 процентов снижены цены на внутренние пассажирские авиаперевозки, в Бурятию с октября заходит авиакомпания «Победа» со стоимостью перелета до Москвы по тарифу от 5 тысяч рублей. Республика включена в перечень труднодоступных населенных пунктов с правом субсидирования расходов на перевозки из федерального бюджета.
— Своей главной целью я вижу повышение благосостояния жителей Бурятии — это квинтэссенция всех целей, всех действий, всех программ, всех мероприятий. Но повышение благосостояния, качества жизни и как следствие — повышение экономической активности невозможно без повышения уровня транспортной доступности. Вы знаете, что мы договорились с авиакомпанией «Победа», которая заходит в Бурятию и с октября начинает регулярные рейсы до Москвы и обратно по цене от 5 тысяч рублей. Должен сказать, что с этого года в целом по России существенно выросла стоимость авиаперевозок по сравнению с прошлым годом, в России отмечается дефицит авиапарка. То есть вопросы есть. Улан-Удэ включили в перечень труднодоступных населенных пунктов России по постановлению правительства. Такое решение даст возможность авиаперевозчикам заявляться на субсидирование стоимости билетов по направлениям межрегиональных перевозок — это Хабаровск, Чита, Иркутск, Новосибирск, Красноярск и другие города, полеты до которых будут субсидированы из бюджета России. Надеюсь, что деньги найдутся. Могут не найтись, сразу говорю: у нас появилось такое право, но не всегда это право будет обеспечено деньгами. Что касается внутренних авиаперевозок, то это наше собственное решение. Республика, по сути, поделена на две части — на юг и на север. Связь между Улан-Удэ и севером была очень тяжелой. Поездом — двое суток через Тайшет, автомобильного сообщения нет физически. Только авиация. Авиация в основном из Иркутска. У нас же из Улан-Удэ летал один рейс в неделю, а цена билета была от 11 тысяч рублей. При этом с таким сообщением даже телепрограмма доходила с опозданием в неделю. Я уж не говорю о связанности территории в плане социально-экономического развития. Я понял, что мы так жить не можем, и принял решение о том, чтобы выделить деньги из республиканского бюджета на субсидии рейсов до Нижнеангарска и Таксимо. Теперь будет три рейса в неделю в Нижнеангарск и два рейса в неделю на Таксимо, цена 6-7 тысяч рублей. Цена вопроса на год — 64 миллиона рублей. До конца 2017 года — 43 миллиона.
Будут внесены изменения в четыре федеральных закона, ограничивающих социально-экономическое развитие региона в пределах центральной экологической зоны Байкала.
— Главная проблема и главный дефицит, который у нас есть, это время. Задач очень много, которые решаются в Москве. К сожалению, одновременно находиться везде невозможно. По-хорошему мне надо быть постоянно и в Москве, и в республике, жить в двух часовых поясах одновременно… Вы знаете, что у нас в центральной экологической зоне действуют несколько федеральных ограничений, а также ограничения, связанные с наследием ЮНЕСКО. Поэтому в ЦЭЗ запрещена любая деятельность, вплоть до оборота земель. Мы не можем выдать землю даже многодетным семьям, не можем продать землю инвестору — только дать ее в аренду. У нас нельзя проводить сплошные рубки для противопожарного разрыва между населенным пунктом и лесом (у нас 146 населенных пунктов, примыкающих вплотную к лесу с отсутствием противопожарного разрыва). Сплошные рубки запрещены при строительстве дорог. А строительство объектов туристско-рекреационного значения возможно только в пределах особой экономической зоны. Я дошел до председателя правительства с просьбой внести в действующие федеральные законодательные акты изменения, которые бы открыли для нас возможность социально-экономического развития на природной территории у Байкала. Он дал поручение. Когда в Иркутске я докладывал президенту России Владимиру Пу-тину по ситуации, связанной с причинами возникновения и ликвидацией последствий стихийного бедствия в Черемушках, и обратился к нему с просьбой о содействии в изменении четырех федеральных законов, получил от него предварительное согласие. Потому что невозможно, чтобы так все было организовано и впредь. Все редакции федеральных законов мы написали, по которым требуются изменения, они направлены для согласования в министерства и ведомства. В ближайшее время ожидается решение.
Поиск возможности участия федерального бюджета в организации мусоропереработки в Байкальском регионе.
Нужно сделать 15 кругов, чтобы все сдвинулось. Много регионов, много федеральных задач и миллион хотелок. Надо пытаться из верхнего ряда сдвинуться в первый, чтобы наша хотелка в федеральном центре была услышана и принята в работу, например, в вопросе уборки мусора. Мы должны провести конкурс по выборам региональных операторов, которые будут заниматься уборкой, сортировкой и переработкой мусора. Такая программа нами уже подготовлена, ее цена более 14 миллиардов рублей, в том числе 6 миллиардов на очистку незаконных свалок (их в Бурятии больше 300) и порядка 8 миллиардов рублей — на строительство мусороперерабатывающих заводов, сортировочных и разгрузочных станций, 33 полигонов для ТБО. Но мы сейчас эту программу не запускаем, поскольку работаем по привлечению федерального финансирования. Если мы запустим так, как есть, это приведет к существенному увеличению тарифа для населения, чего мы позволить не можем. Как только определим софинансирование, когда будет понятен тариф, сразу же начнем. Рассчитываем в этом смысле попасть в ФЦП «Великое озеро великой страны», которую сейчас справедливо упрекают в том, что она, сконцентрировавшись на экологии, не решает экономических проблем региона.
Ввод туристического сбора с гостей-туристов позволит создать новые рабочие места и решать проблему уборки мусора, оставляемого дикими туристами.
— Я вышел с инициативой, чтобы ввести в Бурятии туристический сбор. Сейчас в Госдуме рассматривается соответствующий законопроект, устанавливается перечень регионов, выступающих в этом проекте в качестве пилотных территорий. Он дает право субъектам РФ устанавливать туристический сбор. Для чего нам это нужно? У нас порядка 1 миллиона туристов в год, в основном неорганизованных. Люди сами едут, сами ставят палатки, живут, отдыхают. Но такой туризм не дает эффекта для экономики, напротив, создает дополнительную нагрузку на экологию — мусор, отходы жизнедеятельности, которые надо убирать, чистить берег, устанавливать биотуалеты, контейнеры для мусора. С введением туристического сбора для гостей-туристов из других регионов России и стран мира позволит нам формировать доходную часть местных бюджетов для создания новых рабочих мест по уборке мусора. Мы за цивилизованное развитие туризма, за то, чтобы у всех оставались после туристического сезона только приятные впечатления как у туристов, так и у местных жителей. Механизма еще нет, но в принципе понятно, куда идти и как работать. Мы совместно с губернатором Иркутской области написали письмо, чтобы включиться в этот проект и войти в перечень пилотных регионов по введению туристического сбора.
Достигнуты договоренности по поддержке реального производства в Бурятии, включая текстильное и пищевое.
— Вы знаете о таком предприятии, как «Ажур Текс», который недавно разместился на площадях промышленного парка. Предприятие увязано с развитием животноводства. У них есть оборудование, они выпускают трикотаж хорошего качества с большим ассортиментом — от носков до ковров могут. Но работают только на привозном сырье. Почему наше нельзя использовать? Оказывается, у них нет мойки для шерсти, вопрос с поставкой которого мы сейчас совместно решаем. И вот почему. Если у них появится мойка, они смогут принимать шерсть у наших фермеров и делать из нее пряжу и нитки. Все оборудование для этого у них есть. Перерабатывающая способность, которая есть у предприятия — 500 тысяч овец. Но встает другой вопрос: тонкорунная или грубошерстная порода. Тонкорунная порода овец сложна в содержании, для них нужны теплые стоянки, соответствующие корма, да и процент выживания ягнят у них низкий. В Бурятии культивируется грубошерстная порода буубэй, выносливая, неприхотливая, эффективная. Мы выяснили, что есть технология, которая позволяет грубую шерсть разделить на тонкую. Вот у буубэй шерсть тонкая, даже лучше, чем у мериносов. Это от 10 до 16 микрон, а у тонкорунной — 20 микрон. Если получится запустить технологию, тогда все вопросы решаются. Компания «Ажур Текс» уже работает, размещена на территории промпарка, и потребителям нравится, что они делают.
Есть шансы возродить «Байкалфарм», но уже не только как ликероводочное производство, но и как пищевое, о чем достигнута договоренность с братьями Матхановыми. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос, он находится в активной фазе, надеюсь, что проект будет запущен и реализован.
Компания «Молоко Бурятии» была в сложном положении. У нее сокращались объемы производства, а ее партнер — федеральная компания «Тетра Пак» подала в суд икс об изъятии оборудования из-за неплатежей. Если бы такое произошло, «Молоко Бурятии» у нас встало. Между тем фабрика принимала на переработку до 6 миллионов литров молока в год. От ее работы зависели фермерские хозяйства и частные подворья всей республики. И если бы предприятие закрылось, удар по фермерству был бы чувствительный. Я ездил в Москву, встречался с директором «Тетра Пака», мы договорились, что они отзовут иск в арбитражный суд об изъятии оборудования. Одновременно договорились с президентом Россельхозбанка, с которым подпишем соглашение о сотрудничестве на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Но при этом поставили перед «Молоком Бурятии» условие собирать не 6 миллионов литров молока в год с населения, а 12 миллионов. Сделан уже бизнес-план, работаем. Должен также сказать, что уровень поддержки села в 2017 году составит 1,2 миллиарда рублей.
За это время Алексей Цыденов посетил 11 районов Бурятии. По всем поездкам им дано более 150 поручений.
— За это время я успел посетить 11 районов республики, и везде провожу встречи не только с административным активом, но и с жителями районов. Со мной ездят члены правительства. Выяснилось, что впервые не только я, но и часть министров тоже в первый раз побывала в некоторых районах Бурятии. То есть это очень полезная программа. Много вопросов на местах, которые отсюда, из регионального центра, не видны и не слышны. Я понимаю, что в основном проблемы одинаковые, но каждому району присущи свои специфические проблемы, которые требуют решения. Так, по результатам этих поездок я дал 150 поручений. Вы спрашиваете, как они будут выполняться. Отвечу, что ответственность за исполнительскую дисциплину я повысил. Контроль замкнул на себя. Ответственность за неисполнение — высокая. Доклад о том, что вопрос находится в стадии согласования считается неисполнением поручения. Я не позволю подменять процесс результатом. Нам нужен результат, а не процесс. И на такой формат работы сориентированы я и правительство.
Сергей Данилов
2017РегиональныеБурятия
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|