|
ГУБЕРНАТОР ХМАО ПРЕДЛАГАЕТ МИЛЛЕРУ ИЗБЕЖАТЬ МИТИНГОВ И ПРОТЕСТОВ (30.03.2017)
|
|
Очередной этап диалога стартует на следующей неделе
«Газпром» и его генподряды поставили под угрозу социальную стабильность в ХМАО накануне президентских выборов. Предбанкротное состояние базовых работодателей в 4 муниципалитетах автономного округа – Белоярском, Березовском, Октябрьском и Советском районах – при текущем развитии событий обернется для региональной власти заметной активизацией протестных настроений и изменением политических предпочтений. Участники конфликта сходятся во мнении, что санкционированная политика «дочки» госкорпорации – «Газпром трансгаз Югорск» – и двух генподрядчиков монополии – «Стройтранснефтегаза» и «Газстроя» – ведет к полному обнищанию населения левобережья Оби и, как следствие, к активному социальному недовольству. Впрочем, источники, близкие к «Газпрому», уверены, что в сложившейся ситуации есть вина и самих субподрядчиков, которые не отстаивают свои права в судах, боясь потерять контракты в будущем, хотя это и касается директоров не всех предприятий. Так или иначе, на грани финансового краха уже находятся не только частные сервисные компании, но и прямые «внучки» «Газпрома», а обстановка в территориях накаляется с каждым днем. Между тем губернатор ХМАО Наталья Комарова уже дала первые сигналы местному «Газпрому», антикризисные совещания проводятся регулярно, но как-то исправить ситуацию глава региона способна только в штаб-квартире монополии. А пока политологи советуют Комаровой «заваливать пояснительными записками администрацию президента».
«Газпром» и его генподряды поставили под угрозу социальную стабильность в ХМАО накануне президентских выборов. Предбанкротное состояние базовых работодателей в 4 муниципалитетах автономного округа – Белоярском, Березовском, Октябрьском и Советском районах – при текущем развитии событий обернется для региональной власти заметной активизацией протестных настроений и изменением политических предпочтений в преддверии президентских выборов. Участники конфликта сходятся во мнении, что санкционированная политика «дочки» госкорпорации – «Газпром трансгаз Югорск» – и двух генподрядчиков монополии – «Стройтранснефтегаза» и «Газстроя» – ведет к полному обнищанию населения левобережья Оби и, как следствие, к активному социальному недовольству. Впрочем, источники, близкие к «Газпрому», уверены, что в сложившейся ситуации есть вина и самих субподрядчиков, которые не отстаивают свои права в судах, боясь потерять подряды в будущем, хотя это касается и не всех директоров предприятий. Так или иначе, на грани финансового краха уже находятся не только частные сервисные компании, но и прямые «внучки» «Газпрома», а обстановка в территориях накаляется с каждым днем. Между тем губернатор ХМАО Наталья Комарова уже дала первые сигналы местному «Газпрому», антикризисные совещания проводятся регулярно, но как-то исправить ситуацию глава региона способна только в штаб-квартире монополии. А пока политологи советуют Комаровой «заваливать пояснительными записками администрацию президента».
Губернатора ХМАО-Югры Наталью Комарову ждут в головном офисе ПАО «Газпром». Следующий диалог между главой региона и Алексеем Миллером, по словам собеседника издания, близкого к газовой монополии, должен состояться на следующей неделе. Предметом встречи станет, дословно, «катастрофическая ситуация на рынке газосервиса в автономном округе». «Сегодня предприятия, которые десятилетиями обслуживали в Югре газотранспортную магистраль, буквально доведены до обнищания. В предбанкротном состоянии уже находятся не только частные компании, но и «внучки» «Газпрома», а социальная обстановка накаляется с каждым днем. Не представляя возможным договориться о возвращении условного долга, измотанные ситуацией предприятия вынуждены идти на открытый конфликт с основным и традиционным работодателем», – говорит источник издания.
Так, на следующей неделе Арбитражный суд Москвы рассмотрит исковые претензии АО «СУПТР-10» к АО «Стройтранснефтегаз» (ранее ЗАО «Стройтрансгаз»), входящему в строительный холдинг олигарха новой волны Геннадия Тимченко и его партнеров. В качестве третьих лиц суд также намерен привлечь ООО «Газпром трансгаз Югорск» и его «дочку» ООО «Газпром центрремонт». Сумма финансовых претензий газосервиса к работодателю превышает 220 млн рублей.
«СУПТР-10» – это еще одно газосервисное предприятие, которое буквально находится в предбанкротном состоянии. Долги пред кредиторами буквально душат одну из старейших компаний Югры. Не менее плачевная ситуация и на ОАО «Приобьтрубопроводстрой», у которого, как рассказывают в правительстве ХМАО, до сих пор не подписаны акты выполненных работ за декабрь 2016 года. В списке претендентов на банкротство даже «дочка» «Газпром трансгаз Югорск» ООО «Югорскремстройгаз» и контролируемая «Газпромом» ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота «Спецгазавтотранса» в Игриме», – говорит участник рынка, знакомый с ситуацией.
Между тем источники в правительстве ХМАО утверждают, что Наталья Комарова подняла тему банкротства «дочек» госкорпорации, в том числе, и с подачи муниципальных глав Белоярского, Березовского и Советского районов. Ранее с ними в одной команде был и мэр Югорска Раис Салахов. Однако после индивидуального диалога с Петром Созоновым (гендиректор ООО «Газпром трансгаз Югорск») Салахов из коалиции вышел.
«Изначально Салахов был в группе управленцев, которые подозревают, что именно Созонов занимает крайне инертную позицию в конфликте. Такая политика разрушает, по нашему мнению, любые социально-партнерские отношения с районами присутствия компании. Исходя из риторики, которую выбрали главы пострадавших муниципалитетов во время диалога с губернатором, можно предположить, что у Созонова появилась звездная болезнь», – делает вывод один из чиновников правительства региона. Участники конфликта сходятся во мнении, что политика Созонова и двух генподрядчиков «Газпрома» – «Стройтранснефтегаза» и «Газстроя», который связывают с группой «Ташир» Самвела Карапетяна, – ведет к полному обнищанию западной части ХМАО-Югры и, как следствие, к росту социальной напряженности.
«Газпром» традиционно является единственным титульным работодателем для населения. Сегодня же мы видим полный крах. Более того, страдают дочерние предприятия. Когда «Газпром трансгаз Югорск» начал выводить из своей системы «Югорскремстройгаз», были очень большие волнения. Людей просто заставляли писать заявления о переводах, чтобы не выплачивать пособия, обещали золотые горы. А что в итоге? Прошло 10 лет. Объемов у треста нет. При этом кому давать объемы, решает не «Газстрой», а югорская «дочка». Даже, если это касается субподряда. Заработная плата осталась на прежнем уровне: тарифные ставки, оклады – ничего не пересчитывалось. В свое время у треста было очень много техники, и где она сейчас? Банкротить «Газпром трансгаз Югорск» начал «Югорскремстройгаз» еще до того, как «Газстрой» пришел в Югру. И, по всей видимости, эта политика ведется уже несколько лет и согласована высшим руководством. Так что не Созонову решать, когда «Газстрой» уйдет с рынка», – эмоционально делится мнением один из участников событий.
Напомним, на прошлой неделе именно трест «Югорскремстройгаз» стал предметом антикризисного обсуждения между губернатором Натальей Комаровой и гендиректором югорской «дочки» газовой монополии Петром Созоновым. По оценкам участников встречи, ситуация на предприятии близка к катастрофе. Около 1400 сотрудников, вероятно, окажутся без работы. И хотя сегодня по фонду оплаты труда задолженности нет, долги предприятия, по данным собеседников издания, превысили 1 млрд рублей.
Впрочем, собеседники издания не видят Созонова в роли возможного лоббиста в «большом «Газпроме». По словам чиновников правительства и источников, близких к госкорпорации, сегодня менеджеры на местах выполняют узкую функцию. «Если раньше все подряды разыгрывал «Газпром трансгаз Югорск» самостоятельно, сейчас этот процесс централизован. Кроме того, категорически против субподрядов выступал и бывший топ-менеджер компании в Югорске Павел Завальный (депутат Госдумы. – Прим. ред.), поскольку в таком случае было очень сложно контролировать качество выполнения работ. Им спускаются сверху конкретные задачи, уточняются жесткие инвестпрограммы, которые они должны реализовать. Однако здесь есть одно но: несмотря на централизацию системы управления, каждый директор «дочки» должен работать и выстраивать диалог с головным офисом, убеждать, что предприятие несет еще и социальную функцию. Возможно, Созонов это и делает, но итог такой, какой мы ощущаем на себе сейчас», – говорит собеседник «Правды УрФО».
Отметим, в общественную доступность конфликт межу газосервисами и генподрядчиками «Газпрома» попал более трех лет назад – после того, как тогда «Стройтрансгаз» не пожелал договариваться об условиях контракта с основными сервисами Югры. Главной причиной конфронтации стали условия договоров, которые, по оценкам участников рынка, загнали предприятия «в кабалу и многомиллионные долги». В результате были приостановлены работы на объектах «Газпром трансгаз Югорск» в Березовском, Октябрьском, Белоярском и Советском районах. Руководство компаний было вынуждено отправить трудовые коллективы в неоплаченные отпуска, а сами газосервисы оказались на пороге банкротства.
С приходом на рынок нового генподрядчика, «Газстроя», конфликт только обострился. По словам источников издания, в прошлом году компания отказывалась оплачивать работы «Приобьтрубопроводстрою» и «Югорскремстройгазу», вероятно, направив финансовые средства на другие проекты.
Источники, близкие к «Газпрому», уверены, что в сложившейся ситуации есть вина и самих субподрядчиков. «Любая ситуация, когда прекращаются выплаты по договорам, ведет к неуплате налогов, невыплате заработной платы. Возникает комплекс проблем, включая социальную напряженность в территории и риски банкротства. Но мы живем в правовом государстве, если тебе не платят, иди в суд, банкроть компанию, которая тебе должна. Сегодня же по этому поводу ведутся одни разговоры, при этом в суд предприятия не выходят, боясь потерять в будущем подряды. И кто теперь виноват?» – говорит представитель газовой корпорации.
Обостряющийся конфликт вызывает тревогу и у крупных региональных политиков. Эксперты также не исключают, что «нарастающее социальное недовольство может обернуться провальными результатами на предстоящих выборах для главы государства в конкретной географической точке». Несмотря на то, что последняя официальная встреча с Миллером показала декларативную готовность «Газпрома» участвовать в соцпроектах автономного округа, аналитики уверены, что это соглашение необходимо конкретизировать. «Создается ощущение, что у газовиков колониальное мышление. Отношение к Югре – как сырьевому придатку, из которого можно лишь качать ресурсы. Надо выходить на диалог и менять психологию менеджмента госкорпорации, и донести до них, что люди здесь работают не только на благополучие центрального офиса», – говорит политолог Анатолий Корнеев.
Так или иначе, Комарова уже дала ясно понять Созонову, что не допустит разорения югорских предприятий. «Конечно, округ не может брать какие-либо обязательства перед коммерческими предприятиями, не может отвечать и за политику «Газпрома», но сигнал им был дан», – резюмирует собеседник издания из окружения главы региона.
Куда более категорично о роли недальновидных госменеджеров на анонимных основаниях высказался известный столичный политэксперт, заявив, что «даже при значительных нагрузках на «Газпром» подорвать доверие к власти в преддверии выборов, в которых наверняка примет участие Владимир Путин, госкомпания не имеет ни малейшего права». «Если все так, как вы повествуете, предлагаю задаться вопросом: до выборов президента – около года со всеми вытекающими. Потом будут виноваты кто? Правильно – чиновники на местах. На месте хантыйского губернатора я, например, стал бы заваливать обращениями администрацию президента. Ну, чтобы все было там понятно, и потом не попасть в список…», – ожидаемо оборвал комментарий эксперт. Автор: Ирина Неплюева
2017РегиональныеХанты-Мансийский АО
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|