Выборочный поиск
Подписка на дайджест
E-mail*:

CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» » Стратегическая проблема 2020

 
Стратегическая проблема 2020
(29.03.2017)



Экспертное сообщество заговорило о вызовах политической повестки, связанных с пренебрежением молодёжной политикой гораздо раньше, чем волна протестов захлестнула в минувшее воскресенье крупнейшие города России. Говорили и об особых характеристиках нового поколения, и о недостаточной эффективности работы с ним. В одном эксперты ошиблись – кризисная ситуация должна была оформиться, по их мнению, в 20-х годах, но недавние события доказали, что кризис уже здесь.

Смена поколений и кризисные явления всегда несут в себе угрозы стабильности, кардинального изменения социальной обстановки. Одним из признаков такой угрозы стало крайне низкое участие молодежи на прошедших в 2016 году выборах Госдумы. Молодежь оказалась не вовлечена ни в политический процесс, ни в электоральное участие. Официально и полуофициально это объяснялось тем, что гражданский патриотизм молодежи носит пассивный характер и активные общественные действия молодежи в поддержку власти не выражены.

Сейчас, когда в повестке дня стоит повышение явки молодежи на президентских выборах, необходимо понимать, что политическую ситуацию в ближайшие годы будут определять целый ряд неизбежных факторов, помимо отметившейся разовой протестной активности, которые обусловят перевод молодежи в группу первостепенного внимания власти.

Во-первых, демографический фактор. С 2005 г. динамика численности молодёжи (14–30 лет) в Российской Федерации из-за демографического провала 90-х гг. приняла негативный оборот. Доля молодежи снизилась с трети до пятой части среди всего населения страны. В 2016 г. молодежь насчитывала 31,4 млн. чел., что составило 21,5% населения. В свое время «сворачивание» молодежной политики было обусловлено снижением социального веса и активности молодёжи.

Но в 2020 г. произойдет перелом негативной тенденции и начнется заметный прирост доли молодежи. Положительная демографическая динамика среди молодежи повлечет рост ее влияния и активности в обществе. Осознание молодежью своих интересов приведет к политическим требованиям перемен, предъявляемых к действующей власти.

Во-вторых, фактор мегаполисов. В зоне особых политических рисков проявления радикальных настроений находится молодежь больших городов, прежде всего, Москвы и Санкт-Петербурга (воскресные события служат тому подтверждением). В мегаполисах наблюдается самая высокая концентрация активной молодежи. Сюда устремляются в поисках больших возможностей и «лучшей доли» амбициозная социально уязвленная молодежь из провинции. В крупных городах отмечается повышенное сосредоточение «тружеников» и «предприимчивых» (22% и 20% соответственно) среди молодежи. Народные массы студентов, «заряженных провинциалов» и «офисного планктона», подверженных неконтролируемому влиянию социальных сетей, вполне могут быть мобилизованы в поддержку радикальных идей переустройства власти. Активность молодежи в один момент из онлайна (интернета) будет переведена в офлайн (площади и улицы), как мы уже видели, но в значительно большем объеме.

В-третьих, фактор кризиса в государственной молодёжной политике. При наличии целого ряда политических рисков экспертами отмечается отсутствие целостной государственной молодежной политики. Она лишена ресурсного обеспечения для реализации основных направлений и развития общественных объединений. Формы и методы работы со студенческой молодежью, формирование ценностей и настроений не отвечают современным вызовам. Власть реально не имеют эффективной системы управления этим контуром. Налицо стагнация в сфере общественных и общественно-политических молодежных организаций в последние годы. Органы молодежной политики регионов не решают и не могут решить актуальных проблем молодежи, среди которых на первое место выходит занятость и возможность заработать, создать свое дело и реализовать свой проект, раскрыть творческий потенциал и проложить карьерный путь.

При этом сам портрет молодёжи не кажется таким уж угрожающим. Среди молодежи наблюдается паритет противоположных оценок действий властей (41% чаще нравятся и 38% чаще не нравятся) и главный мотив одобрения действий власти со стороны молодежи совпадает с основным пропагандистским тезисом власти – правильная внешняя политика (13%). Работу Президента РФ Владимира Путина подавляющее большинство (76%) молодежи оценивает как хорошую, не желает принимать участие в демонстрациях, митингах или других акциях (79%), но оставшиеся вполне в состоянии сильно нарушить баланс в российской общественной жизни.

Однако состояние свободы в виртуальной среде и формируемые среди молодежи ценности и установки создают основания для грядущих перемен. В среде молодежи сформировалось представление о себе как особом поколении. По мнению абсолютного большинства молодых людей (в возрасте от 18 до 30 лет), современная молодежь сильно отличается от тех, кто на 10–15 лет старше. Нынешняя молодежь, согласно самовосприятию, имеет иные менталитет и взгляды на жизнь, находится в зависимости от компьютера, интернета, мобильной связи.

Люди, которые родились в начале 1990-х и в 2000-х годах в эпоху «информационной революции» и глобализации, названы социологами поколением Z. Социальная группа рассматривается как поколение digital, которое составляет т.н. «цифровой человек». Главное свойство нового поколения – жизнь в мире высоких технологий. Предыдущие поколения только предвкушали «технологии будущего», которые для поколения Z стали обыденным настоящим. Сейчас в мире социальная группа Z составляет около четверти населения, а к 2020 году она составит около 40% потребителей.

Пользователи от 18 до 24 лет в среднем проводят в социальных сетях больше времени, но именно подростки (69%) чувствуют необходимость немедленно реагировать на все обновления и новые сообщения. Подросткам важно не упустить момент и находиться в постоянном социальном взаимодействии, для выражения мнения и эмоций 61%. Молодое поколение не ограничивается проверкой обновлений ленты, а активно участвует во всем происходящем. Подростки активнее других лайкают и комментируют посты своих друзей, размещают собственные видео, а также комментируют публикации лидеров мнений.

Поколение Z отличается эгоизмом и меркантильностью. В данном случае речь не идет об оценочном суждении, а скорее об объективных характеристиках. Главный запрос от жизни – быть счастливым. Ценность представляют наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия и любовь к себе. Стать же счастливым можно только, если найдешь верный путь. Испытываемые трудности означают, что выбран «неверный путь». Наиболее распространенной жизненной ценностной ориентацией является стремление достичь успеха (37%) и только «правильно выбранный свой путь» может привести к успеху, стать состоятельным, чтобы жить, как хочется (20%). При этом только каждый седьмой молодой человек стремится к самосовершенствованию (15%).

Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием. Достижение ощущения счастья это и есть успех. Жизнь должна быть разнообразной в жизни должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной. Слова «карьера» и «престижная работа» в данных социологических исследований практически не звучат.

Поколение Z отличает «предпринимательский дух», желание строить свои компании, работать на себя и избегать корпоративной зависимости. Но в их случае, предпринимательский настрой, скорее механизм самореализации, выживания и стремления избежать иерархического подчинения, нежели стремления к богатству или статусу. Согласно данным опроса молодежи (ФОМ, октябрь 2016 г.), более половины (52%) молодых людей предпочтут профессию, которая обеспечивает достойный доход, даже если она не очень нравится. Вместе с тем, для большинства (55%), особенно для студенческой молодежи (61%), важно достичь высокого положения на работе.

Поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни, в нем закрепилась представление, что успех может быть легким и быстрым.
В молодежной среде нарастает противоречие между мечтами и реальностью, которое порождает социальную неудовлетворенность. Среди молодежи отмечаются завышенные потребительские ожидания, материальные стимулы приобретают главенствующее значение. Почти две трети (60%) молодежи считает, что сегодня молодым трудно добиться успеха в жизни, реализовать себя, прежде всего, из-за безработицы (22%), бедности (9%) и коррупции (9%).

Все сказанное с одной стороны подтверждает прогноз событий прошедших выходных. С другой стороны, позволяет иначе взглянуть на генезис происходящего. Например, если ценности быстрого обогащения кажутся не слишком противоречащими проблеме коррупции, то в свете данных можно говорить скорее о зависти к премьер-министру, чем о ненависти. В этих условиях важно не идти на поводу у стандартных жанровых решений и формируемых со стороны мифов. Быть готовым к преодолению возможного кризиса с через решение корня проблемы с молодежью, бенефициарами которых становятся политические провокаторы.

Роман Пырма
2017ФедеральныеФедеральный уровень


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 29.03.2017 Рубрики: Статьи о выборах, Общая информация о выборах 2017, Общество и политика, Аналитика, Общественные акции
Источник: Актуальные комментарии Место публикации: Москва
Адрес: http://actualcomment.ru/strategicheskaya-problema-2020-1703290943.html Тип публикации: Статья
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.

Лента новостей