|
Бурятия: фильтр против Запада (2.03.2017)
|
|
Врио главы Бурятии отказался снижать “муниципальный фильтр”, сославшись на происки агентов Запада.
Это произошло на очередной сессии Народного Хурала Бурятии. Поводом для выступления стало внесение фракцией КПРФ законопроекта о снижении “муниципального фильтра” на выборах главы республики с 7% до 5%. Как пояснил представлявший документ второй секретарь республиканского отделения КПРФ, депутат Народного Хурала Виктор Малышенко, такой шаг коммунисты предлагают “с целью максимального использования законов РФ и повышения конкурентности и состязательности на выборах главы”.
Инициативу представителей КПРФ поддержали и депутаты фракции “Справедливая Россия”. А вот единороссы ожидаемо выступили против. Депутат Леонид Селивёрстов (ЕР) попросил Малышенко сообщить, на каком уровне “муниципальный фильтр” на выборах главы региона действует в соседней Иркутской области. Узнав, что там кандидаты должны собрать минимальное число подписей муниципальных депутатов (5%), Селивёрстов заявил:
С какой стати мы, единороссы, должны снижать планку, когда наш кандидат идёт на выборы? Где логика?
Представление законопроекта завершил другой представитель фракции КПРФ, самый молодой член республиканского парламента — Баир Цыренов. Депутат отметил, что, по его мнению, норма об обязательности “муниципального фильтра”, закреплённая в федеральном законодательстве, “не очень соответствует демократизации выборного процесса”:
Декларируется курс на демократизацию. Раз уж мы на региональном уровне не можем просто отменить муниципальный фильтр, то хотя бы тогда давайте его установим на минимальной планке.
После этого слово взял присутствовавший на заседании и.о. главы Бурятии. Алексей Цыденов подчеркнул, что это его первое выступление перед Хуралом на этом посту:
Для меня это важный опыт. Я вижу, как вы неравнодушно и ответственно ко всем вопросам подходите.
Он отметил, что выступает против снижения “муниципального фильтра”:
Что касается конкретного вопроса по процентам. Я думаю, что пять или семь процентов на сами выборы влияют не сильно. Сильно влияют на их прохождение. Тот, кто не может набрать семь процентов, а может набрать только пять, вряд ли в выборах победит. Вопрос в том, чтобы создать конкуренцию, выдвигать какие-то свои альтернативные предложения. У любого кандидата, я понимаю, что и другие кандидаты будут. А снижение планки, на мой взгляд, создает только хаос. Это, в первую очередь, будет задействовано не активными гражданами, которые реально хотят участвовать в выборах, а разными, не самыми хорошими силами, для которых задача — не победить на выборах, а расшатать, дестабилизировать ситуацию в целом.
По словам Цыденова, в дестабилизации предвыборной обстановки в республике заинтересованы некие внешние силы, представители которых уже действуют в соседних регионах, готовясь внедриться в Бурятию и, воспользовавшись избирательной кампанией, оказать негативное влияние на ситуацию в регионе:
Уже есть информация кто и как планирует на наши выборы идти. Это не из Бурятии, это происходит в Новосибирске, Екатеринбурге, финансируется из-за рубежа. Если вы думаете, что на выборы выдвинутся только я и Мархаев — ошибаетесь. Сюда уже смотрят люди, которым всё равно до Бурятии и до России. У них задача совсем другая. Поэтому снижение планки — только дополнительная возможность для раскачивания ситуации.
Завершая своё выступление, Алексей Цыденов напомнил, что установленная сейчас законом планка в 7% — это на самом деле не так много, всего 200 подписей депутатов:
200 подписей собрать не так уж сложно. Пять или семь — это не принципиальное снижение для Бурятии, это создание возможностей для дестабилизации и облегчения входа в процесс тех, кого вообще в Бурятии не знают.
Он добавил, обращаясь ко всему Народному Хуралу:
Вам решать, вы депутаты, но я бы считал более целесообразным не допускать такого дестабилизирующего фактора и сохранить те условия, которые есть на сегодня.
В итоге за принятие предложенных коммунистами поправок проголосовали 23 депутата, против — 29. Исходя из того, что для принятия законопроекта требуется минимум 34 голоса, спикер республиканского парламента объявил об отклонении поправок.
В общем и целом инициатива коммунистов по снижению уровня “муниципального фильтра” понятна: этот шаг серьёзно облегчил бы жизнь кандидатам от оппозиции. 2% — не такое сильное снижение, но это означало бы необходимость собрать подписи уже не 200, а 143-145 депутатов, что явно легче. Т.е. это действительно могло бы поспособствовать повышению конкурентности выборов главы республики. Также неудивительна поддержка этой инициативы со стороны эсеров: не так давно глава “Справедливой России” Сергей Миронов предложил Элле Памфиловой отменить “муниципальный фильтр” как обязательный элемент избирательной системы, и глава ЦИК с ним согласилась, отметив, что рассмотрит варианты изменения этой нормы. Т.е. депутаты Народного Хурала от СР всего лишь озвучили официальную позицию руководства своей партии.
Но и позиция Цыденова, если опустить его объяснение, тоже логична. Хоть к нему в Бурятии и относятся позитивно, но это скорее вызвано тем фактом, что он оказался первым за постсоветскую историю республики бурятом, возглавившим регион, и даже начал изучать бурятский язык — для жителей республики это важная деталь. Вместе с тем Цыденова с Бурятией ничего, кроме национальности, не связывает, и “своим” для жителей республики он пока не стал — и не факт, что ему это удастся за небольшое оставшееся до выборов время. И такое сочетание обстоятельств наверняка не добавляет Алексею Самбуевичу уверенности. Особенно на фоне того, что в Бурятии традиционно популярны коммунисты и, как мы уже писали, кандидатом от КПРФ на выборах главы республики могут стать первый секретарь республиканского комитета партии Вячеслав Мархаев или уже упомянутый выше Баир Цыренов — оба пользуются достаточным уважением у однопартийцев и избирателей и могут показать неплохие результаты. Видимо, в том числе и поэтому сразу же после назначения он анонсировал серию встреч с самыми разными пользующимися уважением в регионе людьми, в т.ч. духовными лидерами.
Другой вопрос, что аргументы, которые Цыденов привёл для обоснования своей позиции, выглядят как-то уж совсем “заигранно” и немного наивно. С его слов выходит, что некие эфемерные “агенты Запада”, собирающиеся выдвигать своих “деструктивных” кандидатов на выборы, никак не осилят сбор 200 подписей (7%), а 145 (5%) соберут без особых проблем, и поэтому снижать уровень “муниципального фильтра” никак нельзя, чтобы уберечь регион от ненужных потрясений.
Член Общественной палаты Республики Бурятия, заместитель главного редактора газеты “Номер Один” Виктор Золотарёв называет заявление Цыденова неудачной оговоркой:
На мой взгляд, вчера просто врио губернатора Бурятии неудачно выразился, и, что называется, понеслось. Он не имел в виду, что Новосибирская область является центром влияния на Бурятию — это точно. Если чётко следовать стенограмме, то станет понятно, что Цыденов просто привёл пример. Инициатива по снижению фильтра была придумана для Наговицына, у которого были определённые сложности, особенно в сельских районах республики Бурятия, поэтому для него предполагался такой лайтовый заход в предвыборную гонку. Но случилось то, что случилось. Наговицын сложил свои полномочия неожиданно в феврале, а законопроект процедурно был запущен, и Алексею Цыденову надо было что-то говорить по этому поводу. Он сказал то, что посчитал нужным. Я не считаю его высказывание самым удачным выражением мысли за всё то время, что он руководит регионом. Просто это была оговорка и попытка выхода из ситуации путём риторики, но в достаточно непростых для него условиях. В конце концов, надо учитывать, что Цыденов — начинающий политик и имеет право на ошибку. Риторика про зарубежное финансирование — нелепая оговорка. Будем считать, что новый руководитель республики учится разговаривать с обществом.
Политолог, кандидат исторических наук, доцент Забайкальского государственного университета Евгений Дроботушенко связывает высказывание Цыденова с его желанием укрепить свои позиции:
Подобные рассуждения или оговорки Цыденова, на первый взгляд, выглядят смешно. Цыденов для Бурятии человек посторонний. Очевидно, что местные элиты по сравнению с ним имеют больший вес в регионе и могут составить ему реальную конкуренцию. Безусловно, врио главы республики должен готовиться к выборам и укреплять свои позиции. Думаю, что желание делать это подобным образом — не самый лучший вариант, по одной простой причине, что выглядит это довольно смешно. Есть риск получить обратный эффект от таких необдуманных высказываний. У бурятской элиты возникнет желание сделать ставку на кого-то из своих, только потому, что свой человек лучше, чем чужой.
2017РегиональныеБурятия
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|