|
Новая волна: губернаторский корпус стремительно молодеет (8.02.2017)
|
|
Кадровые решения этой недели подтверждают обозначенный в прошлом году тренд на омоложение власти в регионах: большинству из назначенных в последние месяцы врио от 30 до 40 лет. Наряду с молодостью теперь востребованы технократизм, аполитичность и открытость: всё, чего не хватает не только на местах, но и в центре.
В понедельник и вторник Владимир Путин сменил руководителей Пермского края и Бурятии, назначив временно исполняющих обязанности – будущих кандидатов от власти. Пермский край до выборов возглавил экс-глава департамента экономической политики Москвы Максим Решетников, Бурятию – бывший замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов.
Последовавшие одна за другой отставки Виктора Басаргина и Вячеслава Наговицына, ожидаемые и, по мнению ряда экспертов, обоснованные (оба региона были аутсайдерами федеральных рейтингов), стали первыми в череде предвыборных кадровых перестановок в этом году. Адыгея не в счет – там прямых выборов главы региона не будет. В восьми из 14 регионов, в которых губернатора в 2017г. будет выбирать народ, на данный момент сохраняется неопределенность относительно судьбы действующего руководства.
Согласно обнародованным в начале этой недели утечкам, сохранят свои должности не более пяти глав субъектов РФ, полномочия которых истекают в этом году, и столько же (с учетом Басаргина и Наговицына) будут отправлены в отставку. Однако информационная ценность подобных источников, как показывает практика, невысока: всего за час до назначения врио губернатора Пермского края Решетникова весьма авторитетное СМИ называло новым руководителем региона главного федерального инспектора Игоря Цветкова.
Ясно, что у Путина и его администрации голова болит не о том, скольких губернаторов отправить на отдых, а о том, кого назначить на их место. Исходя из последних кадровых решений, можно сделать вывод о ставке на молодых технократов. Тенденция зародилась еще в прошлом году и особенно ярко обозначилась при назначении Антона Алиханова исполняющим обязанности главы Калининградской области. 7 февраля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя новые перестановки, подтвердил тренд на концептуальное обновление губернаторского корпуса: «Ставка делается на энергичных молодых харизматичных профессионалов, которые уже имеют определенный опыт работы и зарекомендовали себя как действительно эффективные управленцы».
Насчет харизмы назначенцев можно поспорить, их эффективность покажет время, а вот молодость налицо: врио главы Севастополя Дмитрию Овсянникову еще нет сорока, Алиханову – тридцать, Решетникову – тридцать семь, Цыденову – сорок. Разумеется, среди недавно назначенных руководителей регионов есть и более возрастные, например, врио кировского губернатора Игорь Васильев, подобных кадровых решений можно ждать и в этом году. Тем не менее, поколение тридцати-сорокалетних менеджеров-технократов составит основу путинского призыва в этом и, вероятно, в следующем году.
Новая волна заметна и воспринимается многими губернаторами уходящего поколения как цунами, которое вот-вот их сметет. Ожидание кадровой революции породило легкую панику среди руководителей не самых эффективных регионов. Так, губернатор Ивановской области Павел Коньков, упомянутый в СМИ как один из потенциальных отставников, счел своим долгом заявить, что «работает в прежнем режиме». Как будто это помешает его снять, например, завтра.
Чем, кроме возраста, отличаются губернаторы новой волны от «старорежимных»? Они аполитичны, хотя, безусловно, на выборах будут поддержаны «Единой Россией». Они технократичны: результат для них важнее идеологии в силу отсутствия последней. Они открыты к диалогу, просто потому, что гораздо ближе к интернет-поколению, чем бывшие члены КПСС, родившиеся при Сталине. Между собой представители новой генерации также различаются, что обусловлено региональной спецификой. Для Калининградской области оптимальной кандидатурой является максимально европеизированный руководитель, такой как Алиханов. Решение о назначении Цыденова во многом принято под давлением бурятской этнической элиты, которая готова была разыграть на выборах 10 сентября национальную карту. Решетников, будучи коренным пермяком, является компромиссной фигурой, призванной если не консолидировать, то примирить враждующие политические группы в Перми. «Варяг» Овсянников обладает важными для Севастополя связями в Москве и сумел заключить ситуативный союз с влиятельным Алексеем Чалым.
При всей своей молодости и политической неопытности губернаторы нового поколения далеко не студенты, им поставлены важные задачи, и не только регионального уровня. Помимо решения социально-экономических проблем на местах они должны повысить доверие к власти в целом. Для этого им необходимо, в первую очередь, убедительно и без нарушений выиграть губернаторские выборы. Но подготовка к Единому дню голосования в этом году, как известно, станет репетицией президентской кампании. Именно формирование здорового политического климата к началу 2018г. в таких капризных регионах, как Пермский край и Севастополь, – главная часть миссии.
Открытость, идейная незашоренность, эффективность новых губернаторов – всё это должно в какой-то мере компенсировать нехватку соответствующих качеств у остальных глав регионов, да и у правительства РФ. Стремительное омоложение губернаторского корпуса также полезно для федерального центра. В Кремле власть со временем не молодеет, аналогичная ситуация в кабмине и в руководстве «Единой России». С учетом того, что социальный запрос на обновление власти – объективная реальность, а не выдумка оппозиции, начать это обновление с регионов – вполне рациональная инициатива.
Александр Билибин
2017РегиональныеФедеральный уровень
|
Дата: 8.02.2017
|
Рубрики: Статьи о выборах, Региональные выборы 2017, Коридоры власти
|
Источник: Клуб регионов
|
Место публикации: Москва
|
Адрес: http://club-rf.ru/theme/461
|
Тип публикации: Статья
|
|
|
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|