|
Партия хлопнувшей двери. Гудковы, Пономарёв, Мизулина – кто следующий? (25.01.2017)
|
|
«Справедливая Россия» сегодня – израсходованный материал, угасающий политический проект или состоявшаяся левая партия, в условиях ограниченной демократии доказавшая свое право говорить от лица избирателей? Внезапный выход Елены Мизулиной из СР актуализировал этот вопрос.
Из «Справедливой России» сенатор Елена Мизулина вышла буднично, без скандала. О принятом решении сообщила в «Твиттере», не объясняя причин, заявление о выходе из партии отправила фельдсвязью. Для эсеров новость оказалась неожиданной и, мягко говоря, неприятной.
Лидер СР Сергей Миронов изобразил хорошую мину, сообщив журналистам на брифинге, что удивлен «бурей эмоций» в СМИ, вызванной «абсолютно дежурным, рядовым» заявлением Мизулиной. Назвав бывшую соратницу блестящим юристом, Миронов предположил, что она решила сосредоточиться на законотворческой работе в верхней палате парламента. При этом лидер эсеров подчеркнул, что в Совет Федерации Мизулина была делегирована омским губернатором-единороссом Виктором Назаровым. Впрочем, никакой версии Миронов не озвучил, ограничившись намеками.
За деланным спокойствием главного справоросса кроется паника: в партии боятся, что авторитетного сенатора переманили в ЕР. Для «Справедливой России», уже получившей от Мизулиной чувствительный удар под дых, это стало бы дополнительным потрясением. Вполне вероятно, тревога ложная, ведь о ее вступлении в «Единую Россию» пока ничего не известно. Партийная принадлежность губернатора Омской области и вовсе притянута за уши: сенатором от региона Мизулина стала в сентябре 2015 года и с тех пор благополучно работала в Совфеде, оставаясь членом СР.
Тем не менее, у Миронова есть серьезный повод для беспокойства: партию сотрясают внутренние конфликты, партийные ряды один за другим покидают наиболее яркие и рейтинговые политики. За неделю до заявления Мизулиной с поста руководителя московского отделения «Справедливой России» ушел экс-депутат Госдумы Александр Агеев. «Я ухожу, поскольку мое видение дальнейшей роли партии в политической жизни как нашего города, так и страны, отличается от представлений руководства партии и руководства столицы», – пояснил Агеев в своем «Фейсбуке». Столичная мэрия упомянута очевидно в связи с излишней гибкостью СР в отношениях с властями разных уровней, особенно заметной в последние годы. Агеев, по его словам, пока не планирует выходить из партии, но это вопрос времени.
Подобный скандал разразился в 2015 году во втором по значимости региональном отделении «Справедливой России» – петербургском (или первом – с учетом питерского происхождения Миронова). Популярная в Северной столице Оксана Дмитриева громко хлопнула дверью после того, как ее сместили с поста главы отделения. Уже беспартийную Дмитриеву сняли с должности замруководителя фракции СР в Госдуме.
В мае 2013 года на фоне скандала вокруг растраты в фонде «Сколково» депутату ГД Илье Пономарёву было предложено сдать мандат и выйти из партии. Ранее он объявил, что приостанавливает свое членство в «Справедливой России» в связи с исключением из нее Геннадия и Дмитрия Гудковых. Последним было предложено выбрать между участием в Координационном совете оппозиции и работой в партии. 13 марта 2013 года были исключены Гудковы, а 1 ноября Пономарёв официально объявил о выходе из СР.
В мае 2012 года из партии был исключен депутат Алексей Митрофанов, перебежавший в 2007-м к справороссам из ЛДПР. Вопреки позиции фракции СР, Митрофанов в числе нескольких ренегатов проголосовал за утверждение Дмитрия Медведева на посту председателя правительства.
Неспособность удержать в своих рядах харизматичных политиков и заставить их работать на рейтинг партии, а не на свой персональный, – серьезная, но не единственная проблема эсеров. Созданная в 2006 году как альтернатива КПРФ, «Справедливая Россия» так и не стала по-настоящему левой партией. Их социал-демократия фиктивна, как лекции Пономарёва. Получивший в 2011-м урок лояльности (в форме отзыва из Совфеда), Миронов с тех пор ведет борьбу за справедливость исключительно в границах разметки, начерченной куратором из администрации президента.
Однако лояльность сегодня ценится значительно дешевле, чем пять-шесть лет назад, на политическом рынке избыток лояльности. По большинству вопросов внутренней политики, не говоря уже о внешней, позиции парламентских партий неотличимы, но у ЕР есть статус партии власти, у КПРФ – вовремя присвоенное советское прошлое, у ЛДПР – Жириновский. У справороссов нет ничего, чем можно «прикормить» избирателя.
И всё же непостижимым образом «Справедливая Россия» сохраняет свое бесформенное, меняющееся в размерах электоральное ядро. На последних думских выборах эсеры не без труда, но преодолели проходной барьер. Согласно «Рейтингу законотворцев» фонда ИСЭПИ, в первую сессию Госдумы седьмого созыва наиболее бескомпромиссную позицию при голосовании по проекту бюджета занимала именно фракция СР: у нее выше, чем у КПРФ, доля протестного голосования. По данным составителей рейтинга, эсеры голосовали против 54% бюджетных законопроектов в каждом из основных чтений, а поддержали только 23% соответствующих инициатив кабмина. Демонстративную оппозиционность справороссов (которая не помешала принять бюджет) аналитики связывают с неудачными для партии итогами выборов 18 сентября. Не исключено, что уже к ближайшему единому дню голосования популярность «Справедливой России» среди избирателей снова вырастет.
Отчего же наиболее амбициозные эсеры бегут из партии или делают всё, чтобы их выгнали со скандалом? Возможно, дело в том, что все эти диссиденты – плоть от плоти руководимого Мироновым проекта. Подобно тому, как «Справедливая Россия» мечется в поисках своего избирателя, ее яркие представители никак не могут определиться с идеологией. Это относится и к Мизулиной – человеку во многих отношениях замечательному, но политически неуравновешенному. В свое время сенатор состояла в КПСС, «Яблоке», СПС, наконец, в «Справедливой России». Если завтра она окажется в «Единой России», вряд ли кто-то удивится. Такое поведение легко спутать с беспринципностью, но у Мизулиной, безусловно, есть принципы. Один из них она сформулировала в интервью «Независимой газете» в 2001 году, перед выходом из «Яблока»: «Мне лично стыдно быть в партии, которая набирает на выборах лишь 5%. Это для меня стало нравственной проблемой».
Нетрудно догадаться, что состоять в партии Миронова, набравшей на выборах в Думу 6%, уважающему себя политику также стыдно.
Александр Билибин
2017ФедеральныеФедеральный уровень
|
Дата: 25.01.2017
|
Рубрики: Статьи о выборах, Выборы 2017, Партийные кадры, Внутрипартийные конфликты, Омская область
|
Источник: Клуб регионов
|
Место публикации: Москва
|
Адрес: http://club-rf.ru/theme/455
|
Тип публикации: Статья
|
|
|
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|