Выборочный поиск
Подписка на дайджест
E-mail*:

CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» » Зачем Бурятии Наговицын? Действующий глава республики может оказаться меньшим из зол

 
Зачем Бурятии Наговицын? Действующий глава республики может оказаться меньшим из зол
(23.01.2017)



На кресло главы Бурятии претендуют мэр-единоросс Александр Голков и сенатор-коммунист Вячеслав Мархаев. У каждого из них свои плюсы, но минусов – в глазах Кремля – может оказаться больше. В условиях, когда стабильность важнее развития, действующий глава-неудачник получает шанс на третий срок.

В конце минувшей недели пикетировавшие правительство республики граждане потребовали от Вячеслава Наговицына «убираться из Бурятии». Наблюдатели связывают всплеск протестной активности с предстоящими в сентябре выборами руководителя региона. По одной из версий, организатором акции может быть мэр Улан-Удэ Александр Голков, которого называют претендентом на кресло главы республики. Версия не вызывает доверия и выглядит попыткой ослабить обе стороны в интересах заказчиков вброса.

Вместе с тем, Голков действительно является одним из сильнейших на сегодняшний день потенциальных кандидатов на высший пост в регионе. О его губернаторских амбициях политологи заговорили осенью прошлого года, когда обострилась проблема межбюджетных отношений республики и столицы субъекта. Тогда Голков заявил о несправедливом распределении бюджета региона, который в значительной части формируется из доходов города. В декабре мэр вернулся к этой теме, сообщив, что «из каждого налогового рубля, собранного на территории Улан-Удэ, в бюджет города с учетом межбюджетных трансфертов поступает всего 28 копеек, из них налоговые доходы 13 копеек, в качестве межбюджетных трансфертов возвращается 15 копеек». По мнению Голкова, сложившаяся система межбюджетных отношений не создает стимулов для развития муниципальных образований. Как подчеркнул мэр, его обращения в адрес правительства Бурятии «долгое время не находили понимания» и только «благодаря настойчивости депутатского корпуса города Улан-Удэ» недавно создана рабочая группа по совершенствованию межбюджетных отношений.

Голков медийно активен, поддерживает диалог с земляками (он уроженец Улан-Удэ) в социальных сетях. В то же время он член президиума регионального политсовета «Единой России», партийному ресурсу придает большое значение. На минувших выходных Голков летал в Москву на съезд партии власти. По данным источника «Клуба Регионов» в ЕР, Голков планировал обсудить с руководством партии и представителями администрации президента (АП) свое возможное участие в выборах главы Бурятии.

Есть все основания полагать, что Голков может быть назначен врио главы республики или примет участие в праймериз на правах реального конкурента Наговицына. В Бурятии, судя по всему, будет реализована «открытая» модель предварительного голосования, предполагающая участие не только партийцев, но и других избирателей. Считается, что этот формат на руку Наговицыну, обладающему мощным админресурсом. В то же время, как показывает практика, даже на контролируемых праймериз фаворит может неожиданно уступить аутсайдеру.

Что касается Наговицына, то его фаворитом предстоящих праймериз можно будет назвать только в случае назначения исполняющим обязанности главы республики. В том, что это произойдет, сомневается не только экспертное сообщество, но, похоже, и сам Наговицын. Админресурс не помог ему обеспечить достойный результат ЕР на думских выборах. Партия власти по спискам получила в Бурятии всего 43% голосов избирателей, что значительно ниже не только среднего результата по стране (54%), но и результата по республике на выборах 2011 года (49%). Уровень поддержки партии в регионах напрямую влияет на судьбу их руководителей. На съезде ЕР в состав Высшего совета были включены губернаторы, обеспечившие высокий процент, а главы регионов, в которых уровень поддержки партии оказался ниже общефедерального, были выведены из Высшего совета. Выдвижение или невыдвижение на новый срок также зависит от заслуг главы субъекта.

Наговицын же не может похвалиться ни политическими, ни экономическими успехами. Он не сумел пролоббировать строительство на территории Бурятии газопровода, важного в том числе с экологической точки зрения: «Газпром» отказался вкладывать деньги в проект. Туристический кластер оказался построен в основном на бумаге, о чём в ноябре активисты ОНФ докладывали президенту. График строительства перинатального центра, финансируемого из федерального бюджета, в республике сорван, сроки окончания работ постоянно сдвигаются.

Закономерно, что в подготовленном АПЭК Рейтинге эффективности управления в субъектах РФ в 2016 году Бурятия оказалась на последнем, 85-м месте. В декабрьском Рейтинге политической выживаемости губернаторов глава республики получил двойку. Бурятия – в группе регионов со слабой социально-политической устойчивостью (согласно рейтингу Фонда «Петербургская политика»).

Республика является одним из немногих субъектов РФ, где оппозиция рассчитывает выиграть губернаторские выборы в этом году. В Бурятии сильные позиции у КПРФ, которая может выдвинуть первого секретаря рескома, сенатора Вячеслава Мархаева. В Совете Федерации он представляет Иркутскую область, точнее, губернатора-коммуниста Сергея Левченко. Кроме серьезного политического ресурса Мархаев располагает поддержкой этнической элиты Бурятии, по крайней мере значительной ее части. Для остальных избирателей он также не является «варягом», поскольку, будучи уроженцем соседней Иркутской области, тесно связан с Бурятией. Мархаев служил в органах внутренних дел, командовал республиканским ОМОНом, участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. В качестве депутата Госдумы много внимания уделял антикоррупционной повестке. Мархаев выступает за восстановление конфискации имущества как дополнительного вида уголовного наказания и ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, которая предполагает ответственность за незаконное обогащение.

Если в Бурятии будет реализована установка федерального центра на конкурентные выборы (которую подтвердил на съезде Дмитрий Медведев), представитель КПРФ может выйти во второй тур, а затем и победить, как случилось в Иркутской области. Но для АП такой сценарий является экстремальным: три региона под руководством коммунистов (с учетом Иркутской и Орловской областей) – это уже похоже на восстановление иллюзорного сегодня «красного пояса».

Приемлемой фигурой для Кремля на первый взгляд выглядит мэр Улан-Удэ: единоросс, местный (в отличие от уроженца Удмуртии Наговицына), достаточно эффективный. Однако для этнической элиты республики он может оказаться недостаточно «своим», в этом случае возможно появление несистемного кандидата, разыгрывающего национальную карту.

Сложная ситуация заставляет федеральный центр искать некое соломоново решение. Как это ни парадоксально, оно может заключаться в переназначении Наговицына и создании условий для его победы на праймериз, а затем на выборах 10 сентября. При очевидной неэффективности действующего главы республики он обладает важным достоинством: за 10 лет к нему привыкли, и в силу этого он способен быть компромиссной фигурой для всех политических сил в Бурятии. И Мархаев, и Голков смотрятся выигрышно на фоне Наговицына, но каждый из претендентов способен, не желая того, «раскачать лодку». В отличие от них, действующий глава республики – тот самый старый конь, что борозды не испортит. Для руководителя депрессивного многонационального региона, от которого в Кремле ждут не столько развития, сколько стабильности, это главное качество.

Александр Билибин
2017РегиональныеБурятия


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 23.01.2017 Рубрики: Статьи о выборах, Региональные выборы 2017, Бурятия
Источник: Клуб регионов Место публикации: Москва
Адрес: http://club-rf.ru/03/theme/454 Тип публикации: Статья
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.

Лента новостей