|
Объединение муниципалитетов в Прикамье. Зачем это нужно и почему сейчас? (22.01.2018)
|
|
Дмитрий Загуменнов
Прошлой осенью в Пермском крае в очередной раз начался процесс объединения муниципальных образований, который затронул Краснокамский, Чусовской, Кунгурский, Чайковский, Кизеловский, Гремячинский и частично Осинский районы. Рассказываем, кто это придумал, какие плюсы и минусы существуют и что изменится.
С чего все началось?
По словам экс-министра региональной национальной политики РФ, доктора экономических наук Евгения Сапиро, проблема оптимизации структуры муниципалитетов «зреет и периодически плодоносит» с начала 90-ых. В 1991–1992 годы в России появилась необходимость радикального преобразования существующей в СССР партийно-советской системы государственной власти в демократическую.
Евгений Сапиро, бывший министр региональной и национальной политики РФ:
— В те времена я, как первый заместитель главы области, был за объединение органов управления на тех территориях, где параллельно существовали городские и районные Советы депутатов. Таких, как, Кунгур и Соликамск… Аргументировал это предложение тем, что органы власти — «близнецы» дублируют многие функции управления на одной и той же площадке, вмешиваются в дела друг друга, конфликтуют на этой почве. При этом происходит распыление ресурсов. Тогда мои коллеги меня не поддержали. Мол, не до этого, что тоже соответствует истине.
Позже, в 2006–2010 годах, по указу Владимира Путина в России была запущена административная реформа, руководил которой нынешний вице-премьер Дмитрий Козак. Однако она была направленна не на объединение, а на расчленение муниципалитетов. В результате получилось так, что управлять на местах стали: районные, городские и сельские чиновники, депутаты земских собраний, городских поселений и советы сельский депутатов. Все они стали юридически независимы друг от друга.
«Идеология этой акции была вроде бы правильной — усиление местного самоуправления, его демократизация. Только ее творцы проигнорировали не только негативные последствия дублирования и административных амбиций руководителей «близнецов». Они не учли, что последний раз реальное местное самоуправление на Руси осуществлялось в XIV веке в форме «новгородского вече» и большинство наших граждан к участию в подобном процессе оказалось не приучено. В итоге на муниципальном уровне получился рост почти вдвое чиновничьего аппарата и возник негативный эффект «коммунальной квартиры» с сопутствующими конфликтами», — комментирует результаты реформы бывший министр региональной и национальной политики РФ.
Почему объединение происходит сейчас?
Кроме свободы дела и выбора по инициативе федеральной власти новые муниципалитеты получили финансовые обязательства. В том числе по заработной плате бюджетникам и муниципальным служащим, не имея для этого достаточно средств.
Людмила Ознобишина, политтехнолог:
— Надо понимать, что большинство муниципальных образований у нас дотационные, а сельские поселения дотационные «поголовно». Нет экономической базы для полноценного развития местного самоуправления. Сократить количество чиновников путем оптимизации и реформирования — это самый подходящий вариант сокращения бюджетных расходов.
По ее словам, подступиться к вопросам объединения, преобразования муниципалитетов пытался не один глава региона. Но либо было «не готово» общественное мнение, которое, как правило, подогревалось противниками объединения на местах, либо просто до такой системной работы не доходили руки.
Сейчас стало проще, в законодательстве появились изменения, которые позволили упростить процесс объединения территорий. Раньше, чтобы создать городской округ, было необходимо провести референдум жителей, что требовало дополнительных затрат и организационных работ, но не гарантировало результат.
Один из таких «провалов» был в 2014 году в Чайковском. Тогда жители не обеспечили нужной явки в 50% плюс один голос. Теперь же для создания городского округа достаточно проведения публичных слушаний, согласия местных депутатов и Законодательного собрания.
Зачем объединять города и районы?
По мнению доцента кафедры государственного муниципального управления ПГНИУ Андрея Сметанина, в пользу объединения территорий есть два аргумента. Первый — концентрация бюджетных ресурсов.
«В случае превращения муниципального района в городской округ вместо пяти-семи муниципальных администраций создаётся одна, теоретически снижаются административные расходы. Налоги не дробятся между поселениями и районом, а централизовано попадают в бюджет городского округа. Больше денег — больше возможностей», — говорит доцент ПГНИУ.
Второй аргумент «За» — четкое распределение полномочий на местах.
«Решение всех вопросов сосредотачивается в одних руках, исчезает ситуация, когда район и поселения выясняют, к чьим полномочиям относится решение очередной проблемы. Устраняются конфликты между районными и поселенческими главами, которые в Пермском крае не являются редкостью. Если хотите, выстраивается вертикаль власти на местном уровне», — считает Сметанин.
Схожей точки зрения придерживаются и остальные эксперты. При этом все акцентируют внимание на том, что из-за укрупнения могут появиться ситуации, когда жители отдаленных территорий будут лишены «внимания центра», а за получением административных услуг придется ехать дальше, чем это было раньше.
Чтобы избежать подобных случаев руководство края должно изучить опыт Губахи и Лысьвы, когда районы были преобразованы в городские округа, считает Людмила Ознобишина.
«В случае преобразования муниципального района в городской округ меняется бюджетная обеспеченность, у сельской территории она другая. Кроме того, ряд категорий теряют сельские «бонусы», льготы и надбавки. Со стороны краевых властей есть гарантии, уже внесены законопроекты, что удаться сгладить негативные последствия и пострадавших не будет. Но надо как следует изучить все нюансы», — говорит политтехнолог.
Точно ли получится?
По мнению Евгения Сапиро, помешать реализации задуманного могут лишь амбиции чиновников на местах.
«Вижу лишь одно препятствие: личные интересы руководителей и аппарата муниципалитетов, которые в результате объединения останутся «за бортом». Препятствие болезненное, но излечимое», — считает экс-министр.
Преподаватель ПГНИУ и политолог Олег Подвинцев настроен более скептично. Он допускает, что нынешнее правительство не сможет реализовать намеченное в ближайшее время.
«Несмотря на объективную обоснованность, сложно сказать сможет ли действующая администрация решить эту проблему. На мой взгляд, она с трудом справляется, в силу слабости политического блока и административной неразберихи, а решение этих задач требует интенсивной работы. Я сомневаюсь, что она к этому способна», — говорит политолог. В качестве примера «слабости» краевой власти Подвинцев привел Чусовой, решение об изменении статуса которого было пересмотрено, поскольку город, в отличие от района обладает статусом территории опережающего развития. То есть в случае преобразования процедуру получения статуса ТОСЭР придется проходить заново. По мнению эксперта, это «скорее предлог, чем реальная причина».
В правительстве и на местах придерживаются другой точки зрения. По словам главы Кунгурского района Вадима Лыснова, публичные слушания об организации городского округа прошли уже в 7 из 19 поселений района и везде отмечается высокая заинтересованность жителей.
«Люди задают много вопросов, идет активное обсуждение, высказываются различные мнения и предложения. Много людей выступает в поддержку преобразования. В конце января-начале февраля состоятся заседания представительных органов поселений, на которых будет рассмотрен вопрос о выдвижении инициативы о преобразовании. После этого этот вопрос будет рассмотрен Земским собранием района и Кунгурской городской Думой», — заявил глава Кунгурского района.
Кроме этого «зеленый свет» реорганизации дали депутаты Чайковской городской думы, приняв постановление о наделении муниципального образования «Чайковское городское поселение» статусом городского округа и выразили согласие населения на изменение статуса. Не против стать городским округом и жители Краснокамска. Они одобрили инициативу на общественных слушаниях.
В краевом правительстве в свою очередь заявляют, что готовы оказать муниципалитетам необходимую помощь на всех этапах процесса преобразования.
«Считаем, что это позволит муниципалитетам повысить эффективность управления территорией, создать единую вертикаль власти, понятную населению. Глава городского округа будет одним центром ответственности за развитие всей территории. При этом сохраняются меры социальной поддержки, установленные для жителей сельских населенных пунктов. Объем финансирования территорий также будет сохранен», — сообщили в Министерстве территориального развития Пермского края.
2018МестныеПермский край
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|