|
«Отряд самоубийц» (7.12.2017)
|
|
Ксения Собчак через открытие региональных штабов приступила к полевой работе. Каждую неделю она посещает несколько регионов и встречается со своими сторонниками. С технологической точки зрения все делается правильно, однако если посмотреть на то, кто именно становится главами штабов, то возникают сомнения относительно итогового успеха кампании. Кто будет руководить кампанией в регионах, и почему у этих людей так много общего с героями фильма «Отряд самоубийц»?
Бессистемность
Если взглянуть на карту региональных штабов, то в глаза сразу бросается хаотичность, с которой штабы разбросаны по регионам. Они открыты не во всех крупных городах, которые традиционно лучше голосуют за оппозиционных кандидатов. Например, штабы есть в Брянской и Липецкой области, но в соседней Воронежской области представительства так и нет. Штаб открыт в Ульяновской области, но его нет в Самарской. Или, например, штаб есть в маленьком Ярославле, но его нет в Перми, которая на прошлых парламентских выборах тоже показала свое негативное отношение к действующей власти. Всего, если верить карте, открыто 24 штаба, практически все из них расположены в европейской части России.
Характер расположения штабов говорит о том, что они были открыты там, где нашлись люди, согласившиеся эти штабы возглавить. Естественно, что при таком формате работы говорить об эффективности региональной инфраструктуры не приходится. «Я его слепила из того, что было» — девиз многих низкобюджетных кампаний. Он позволяет сэкономить деньги, но очень редко приводит к успеху.
Герои в лицах
Проблемой является то, что многие руководители региональных штабов либо не имеют опыт ведения предвыборных кампаний, либо же их опыт оказался неудачным. Мы позвонили нескольким руководителям штабов и выяснили, каким образом они попали на эту должность, и как они сейчас выстраивают работу.
Оказалось, что некоторые попали в штаб Собчак просто по объявлению. Сценарии очень похожи: «Я сначала зарегистрировалась на сайте „Собчакпроиввсех“. Потом мне позвонил Тимур Валиев и предложил быть начальником штаба. Я согласилась, уволилась с текущей работы и стала работать в штабе», — сообщила нам Анастасия Шевченко, начальник штаба в Ростове-на-Дону. «Я зарегистрировался на сайте. Потом на должность главы штаба был объявлен конкурс. Мне позвонили из Москвы, предложили принять участие в конкурсе. Для этого я отправил свою анкету, и по истечению пары недель мне сообщили, что меня выбрали руководителем штаба», — сообщил нам Илья Николаев, глава штаба в Нижнем Новгороде. Немного отличается ситуация в Казани: «Штаб возглавляет Тимур Валиев, он является исполнительным директором „Открытой России“. Я являюсь членом „Открытой России“. Сначала я помогала ему с поиском главы штаба. Потом он мне сказал, что возглавлять штаб буду я. Я согласилась», — сообщила глава штаба Эльза Нисанбекова.
То есть, конкурс был либо заочным, либо его не было вовсе, или же штаб доверили заместителю. Все же для столь амбициозного проекта как президентские выборы команда нужна более подкованная, с опытом ведения реальных политических кампаний. Такие руководители штабов в команде Собчак есть, но если взглянуть на их опыт, то мы не увидим там успешных кейсов.
Например, глава штаба в Калининграде Валерия Попихина, проиграла крупные выборы, в которых принимала участие. В последний раз она руководила кампанией Дмитрия Сухарева (экс-глава ФБК в Петербурге, теперь глава петербургского отделения «Трансперенси Интернешнл»), который на выборах в ЗакС Санкт-Петербурга по одномандатному округу набрал 14%. В самом Санкт-Петербурге штаб Собчак возглавил Николай Артеменко, который в прошлом году также провалил собственную кампанию на региональных выборах. С критикой в его адрес уже выступили региональные активисты.
Неудачи, конечно, можно списать на оппозиционность кандидатов, которые «в неравных условиях» бились с местными властями. Но если вспомнить сами кампании, которыми руководили Артеменко и Попихина, то никаких интересных технологий или успешной организации процесса там тоже не было.
Последствия
Конечно, можно сказать, что профессиональных политтехнологов на всех кандидатов не хватит. Что для эффективной работы политтехнолог должен разделять идеи кандидата (что опционально, но не обязательно). Кто-то скажет, что Навальный создал эффективную инфраструктуру без политтехнологов. Но, во-первых, Навальный и не будет участвовать в выборах, а то, чем сейчас занимаются его региональные штабы — это не предвыборная кампания ни с юридической, ни с практической точки зрения. Во-вторых, все масштабные мероприятия в команде Навального организует главный штаб. Наглядно это показали акции 7 октября, в которых организацию из-за отсутствия Волкова и Навального доверили регионам. В итоге в некоторых городах вышло не более 100 человек.
С трудностями Собчак может столкнуться уже на этапе сбора подписей, когда без опытных руководителей штабов и электоральных юристов избирательная комиссия будет браковать нормальные подписи просто потому, что их неправильно оформят.
Но даже в случае успешной регистрации, остается сама кампания, во время которой необходимо проделать огромный объем работы. Федеральная известность Собчак и ее участие в многочисленных эфирах на ТВ и радио, конечно, способствуют общему успеху, но и муниципальные выборы в Москве, и кампания Навального 2013 года показывают, что в России самым эффективным методом агитации продолжает оставаться поквартирный обход. А успешность этой технологии зависит именно от того, как устроена работа в региональном штабе. Если за брендинг, стратегию, разработку каких-то новых технологических решений будет отвечать Москва, то за конкретное исполнение — регионы, и вот здесь возникают проблемы. Пока состав представляется слишком пестрым, а в команде много случайных людей, набранных с улицы по объявлению.
Вот мы и получаем, что лучшей аналогией для описания команды Собчак в регионах становится фильм DC «Отряд самоубийц». Перед нами предстают абсолютно разные люди, с разным бэкграундом, образованием и опытом, которых собирают в одну команду для достижения некой общей цели. Те, кто видел фильм, знают, что из супергеройского капустника DC ничего годного не получилось: из всего отряда зрителям запомнилось несколько главных героев, не более. Пока все идет к тому, что и в кампании Собчак будет несколько светлых пятен на фоне общей серой массы статистов, которых несет сюжетная линия выборов.
2017ФедеральныеФедеральный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|