|
«Зима в Севастополе – Русская весна кончилась» (7.12.2017)
|
|
Интересная новость из Севастополя: депутаты городского Заксобрания из команды «народного мэра» Русской весны Алексея Чалого не собираются идти на ближайшие выборы. Любопытна причина такого решения – люди Чалого не сработались с командой нового губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. На эту тему рассуждает известный писатель и публицист Платон Беседин:
«Казалось бы, рядовая история, однако в Севастополе она имеет свои, важные для понимания происходящего в стране, оттенки. Ведь город-герой вошел в историю постсоветской России с особым статусом. И речь тут, безусловно, не столько о федеральном, сколько об эмблематичном значении Севастополя. После Крымской весны город, став энергетическим локомотивом Русской весны, превратился в символ новой России, ее патриотическое сердце. Достаточно вспомнить то ликование, с которым было встречено возвращение Севастополя в родную гавань в 2014 году. Тогда многие – и справедливо – восприняли его как главное событие в постсоветской истории, и виделось, что обретен тот необходимый элемент, утверждающий не только целостность, но и мощь государства. Правда, со временем отношение это изменилось. Однако в 2014 году Севастополь примирил в России, казалось бы, непримиримых соперников.
Но, что трагикомично по-своему, не случилось примирения в самом городе. Наоборот – едва ли не с первого дня новой российской жизни его раздирали конфликты и скандалы, которые выливались в федеральное пространство, создавая городу репутацию не зоны консолидации, коей он должен был стать, а места непрекращающихся разборок. Все это было настолько шумно и грязно, что для примирения спорщиков неоднократно приходилось вмешиваться Москве. Любопытно, что в центре этих конфликтов неизбежно находилась та самая команда Чалого. Знаковая метаморфоза, о причинах которой мы поговорим позднее, когда главный объединяющий во время Русской весны элемент превратился в источник противоречий. Ссорились с прежним губернатором, с Министерством обороны, с «Ночными волками» – и вот, когда пришел новый губернатор, мир, похоже, был достигнут.
Но лишь на время. Уже вскоре эксперты заявили, что конфликт между командами Чалого и Овсянникова неизбежен. Так и произошло. И просится вопрос: что – опять? Ну сколько можно ссориться и конфликтовать?
Оттого результатом данного конфликта, вероятно, станет окончательный уход с политической арены Чалого и его соратников. Другого варианта нет: ведь эти люди больше не могут выказывать недовольство – слишком много людей в городе уже поменялось, и все, так или иначе, их не устраивали. Эх, чего же Алексей Чалый не согласился стать губернатором Севастополя в 2014 году? Прими он положительное решение – и история города, да, может, и всей России, сложилась бы по-другому.
Тут надо понимать, что команда Чалого, как и он сам, не просто депутаты, а мало того что плоть от плоти Севастополя, но и активные участники Русской весны в Крыму. Теперь они уходят. Тем важнее понять причины.
История, возвращаясь к метаморфозе, о которой мы говорили ранее, на первый взгляд, не нова. Герои делают революцию и уходят. Так, например, было с другим Че – Че Геварой, – который не смог удачно интегрироваться в новую Кубу, у истоков коей он сам стоял.
Дело и не в ошибках, допущенных командой Чалого, хотя они, несомненно, были – и свидетельством тому возмущение самих севастопольцев (особенно после озвучивания скандального Генплана). Тут, конечно, сказалась нехватка чиновничьего и законотворческого опыта депутатов. Но в России были, есть и, к сожалению, будут люди гораздо менее компетентные и профессиональное.
Главная проблема в другом – в том, что произошло столкновение севастопольских и «материковых» элит: одни не поняли и не приняли других. Однако, расширяя, не есть ли это столкновение собственно всего Севастополя и России? Понимают ли севастопольцы россиян? Органично ли чувствуют себя в новой действительности? Устраивает ли их то, что они видят?
Тут есть сомнения. Отсюда – бесконечные разговоры о том, что в севастопольцах по-прежнему сидит дух украинства, а Россия не совсем и Россия, и споры о том, кто в принципе более русский.
То есть, помимо противоречий на верхах есть и противоречия более глобальные. Оттого уход в сторону депутатов Чалого, державших большинство в Заксобрании, столь показателен и интересен. Более того – он в своем роде символичен и является предвестником грядущих событий.
Есть немалая вероятность того, что с уходом и Чалого, и его людей жизнь в Севастополе войдет в более спокойное русло. Однако глобальных противоречий это не решит, и, возможно, скоро мы будем наблюдать за конфликтами иного рода.
Собственно, так и будет, если не ускорять, не углублять – не только на законотворческом и экономическом, но и, прежде всего, на ментальном, культурном уровнях – интеграцию Севастополя в Россию. Да и на «материке» необходимо дать россиянам иной образ города-героя.
Это очень тонкий момент, где нельзя допускать перегибов (конфликт в севастопольской власти тут показателен), когда недопустимо ставить одно над другим. Обретение энергетического центра не должно вносить дисбаланс в общее устройство, иначе это грозит разрывами и в нем, и в самом центре – энергия, говоря образно, должна распределяться несуетливо и равномерно. А для этого необходима, прежде всего, внятная и кропотливая кадровая политика. От людей на местах тут зависит очень много – впрочем, ровно столько же, сколько от общей федеральной повестки.
Пока и с тем, и с другим у нас – и в Севастополе, и в России – наблюдаются определенные проблемы. Есть непонимание на разных уровнях, а, значит, нет и интеграции в единый механизм. Севастополь, точно лакмус, демонстрирует это ярче других».
2017РегиональныеСевастополь
|