|
Голоса в цене. Сколько граждане платят политическим партиям (20.11.2017)
|
|
Проголосовав в сентябре прошлого года на думских выборах, россияне не только избрали себе парламент, но и обеспечили политическим партиям средства к существованию. Об этом знают не все, однако голоса каждого из нас важны для партий не только в политическом, но и в сугубо финансовом смысле. Неудивительно, что низкая по сравнению с предыдущими выборами явка заставила думцев пересмотреть вопрос о финансировании партий – разумеется, в сторону увеличения.
«Наша Версия» выяснила, во сколько обходится народу содержание тех, кого мы привыкли видеть на телеэкранах.
Согласно закону «О политических партиях» каждая представленная в парламенте политическая структура получает ежегодное финансирование из государственного бюджета пропорционально полученным на выборах голосам. До последнего повышения голос каждого избирателя стоил 110 рублей. Однако в декабре прошлого года депутаты единодушно увеличили эту сумму до 152 рублей. Тогдашний руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев пояснил: «В связи с теми изменениями, которые произошли в ходе выборов в седьмой созыв Госдумы, существенно сократилось бы финансирование политических партий, которые получили меньше голосов, чем это было в шестом созыве». На первый взгляд это как минимум странное заявление: единороссы на последних выборах получили 343 мандата из 450, тогда как в 2011 году – всего 238. На что же жаловалась главная партия страны? Неужели переживала о коллегах?
Жить как-то надо!
Вовсе нет – всё, как выясняется, упирается в явку избирателей. В 2011 году на избирательные участки пришло 60,1% россиян, обладавших правом голоса. В абсолютных цифрах – 65,66 млн человек. А вот в прошлом году избиратели оказались пассивнее. Вероятно, разочаровались в выборах, решив, что от их решения всё равно ничего не зависит. В итоге, по официальным данным Центризбиркома, на последних думских выборах проголосовали всего 52 700 922 человека. Таким образом, вместе с более чем 10 млн голосов потенциальных избирателей политические партии недосчитались и денег, которые эти голоса должны были им принести. Вот почему стоимость каждого голоса было решено срочно повысить – иначе ведущие политические силы страны рисковали оказаться «на голодном пайке». Конечно, в их собственном понимании.
Можно ли говорить о миллионных рядах сочувствующих КПРФ или «Единой России», если по факту люди, похоже, не готовы поддерживать их из своего кошелька?
Впрочем, подобной бухгалтерией законодатели занимаются едва ли не с момента принятия закона о партиях в 2001 году. Закон изначально рассматривался его авторами как способ увеличить финансовую независимость партий. Тема была актуальной – Владимир Путин тогда как раз провозгласил «равноудалённость» олигархов от власти. Лишившимся из-за этого большей части своего официального и неофициального финансирования со стороны акул отечественного капитализма партиям срочно надо было закрывать дыры в бюджетах. Эту проблему вроде как решало введённое государственное финансирование – его получали партии, которые на выборах набирали не менее 3% голосов. Стоимость каждого голоса привязали к минимальному размеру оплаты труда. Так, по итогам выборов 2003 года прошедшие в Госдуму «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия – Родина» и ЛДПР, а также не преодолевшие 5-процентный барьер, но набравшие необходимые для получения госфинансирования 3% «Яблоко», СПС, Аграрная партия и Партия пенсионеров получили по 0,005 МРОТ за каждый голос избирателя. Цена одного голоса тогда составляла всего 50 копеек – но ни одна из партий и не подумала возмутиться. Однако уже в 2005 году думцы увеличили стоимость голоса до 5 рублей, а с 1 января 2007 года эту сумму вдобавок стали индексировать с учётом уровня инфляции – точь-в-точь как пенсии и социальные пособия. Затем этого показалось мало, и после выборов 2007 года стоимость одного голоса вновь увеличили – на этот раз до 20 рублей. Такая цена сохранялась до 2012 года, когда по предложению формального лидера «Единой России» Дмитрия Медведева она была вновь увеличена – до 50 рублей. Как пояснил сам Медведев, это было сделано для укрепления «финансовой стабильности партий». Однако любовь к госфинансированию на фоне падения курса рубля оказалась сильнее стабильности, и уже в 2015 году стоимость каждого голоса выросла более чем вдвое – до 110 рублей. Окинув взглядом эту бухгалтерию, уже не удивляешься тому, что с начала этого года каждый голос стоит 152 рубля, – избиратель, как уже было сказано, пошёл пассивный, а жить ведь как-то надо!
Отлучённые от кормушки
В итоге у партий фактически атрофировалась способность жить за счёт пожертвований и членских взносов. Когда в конце 2015 года стоимость голоса избирателя очередным волевым решением думцев была увеличена до 110 рублей, это повлекло за собой увеличение общего объёма господдержки партий только в 2016 году почти до 7 млрд рублей. В то время как сами политики смогли за минувший год привлечь в свои партийные кассы немногим более 30 млн рублей. «Единой России» досталось из бюджета 3,6 млрд рублей, КПРФ – 1,3 млрд, 848 млн рублей получила ЛДПР, 956 млн ушло справороссам. Кстати, одна из целей, которым должна служить государственная поддержка партий, – помочь тем из них, кто набрал как минимум 3% голосов, но оказался за бортом парламента, пережить политический цикл и сохраниться для участия в следующих выборах. До недавнего времени это удавалось лишь партии «Яблоко» – так, в 2011 году она набрала 3,43% голосов, что позволило ей в прошлом году получить из госбюджета 247 млн рублей. Но на последних выборах «яблочникам» удалось заручиться поддержкой менее чем 2% избирателей, и с государственного довольствия партию сняли – к тихой радости Министерства финансов, у которого есть куда более важные статьи расходов. Именно традиционно прижимистому Минфину, по идее, выгодна низкая активность избирателей. Однако увеличение стоимости одного голоса с 110 до 152 рублей свело на нет весь эффект от потери «Яблоком» своего места у государственной кормушки: в нынешнем году общий объём господдержки партий составил 6,95 млрд рублей, а всего до конца нынешнего созыва налогоплательщики заплатят думским партиям почти 35 млрд рублей – конечно, если депутаты вновь не увеличат цену каждого отданного за партию голоса.
Партийный навар
Вся эта система не может не вызывать удивления. Да, как уже говорилось, госфинансирование было введено для того, чтобы партии вылезли из карманов олигархов. Но нынче у нас на дворе не 2000 год – как заявляется, все олигархи давно приструнены, построены в ряд и даже не помышляют о том, чтобы лезть в политику. Чего ж тогда их бояться? Может быть, стоит снять партии и их лидеров с бюджетной кормушки? Пусть живут по примеру зарубежных коллег – агитируют, привлекают себе сторонников, собирают с них пожертвования. Однако тут возникает закавыка: за минувший год политики смогли привлечь в свои партийные кассы немногим более 30 млн рублей. Интересно, можно ли на этом фоне говорить о миллионных рядах сочувствующих КПРФ или «Единой России», если по факту люди, похоже, не готовы поддерживать их из своего кошелька?
К тому же финансирование партий за счёт госбюджета потенциально открывает дорогу различным злоупотреблениям. Например, в некоторых регионах с помощью пресловутого «административного ресурса» пытаются искусственно «вытянуть» показатели одних партий, одновременно «притопив» их конкурентов. Именно так в ходе последней избирательной кампании могли поступить с ЛДПР, уверен источник, близкий к руководству партии. В итоге либерал-демократы почувствовали себя обделёнными на фоне других думских партий, получив менее 900 млн рублей в нынешнем году. Если подобные злоупотребления – реальность, то получается, что люди платят вовсе не за тех, за кого голосовали.
Забавно и то, что голос каждого избирателя в итоге обходится партиям куда дешевле тех сумм, которые они за этот голос получают затем из бюджета. Например, единороссы в этом году, уже после последнего повышения «цены» голоса до 152 рублей, получили из бюджета 4,3 млрд рублей, а на всю прошлогоднюю избирательную кампанию потратили, согласно представленному в ЦИК официальному отчёту, 471,2 млн рублей – почти в 10 раз меньше. Выгодный бизнес, не правда ли? Сейчас нет непарламентских партий, которые получали бы госфинансирование. Зато расходы на содержание Думы в 2017 году составили более 10 млрд рублей. Зарплата депутата – 800 тыс. рублей. Не лучше ли было бы партиям отказаться от госфинансирования? Как-никак в стране кризис, индексация пенсий в 2016 году составила 4%, а в 2017-м – 5,8%.
2017ФедеральныеФедеральный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|