|
Екатеринбург может полностью отказаться от партийных списков на выборах в думу (10.11.2017)
|
|
Партийные списки на выборах в думу Екатеринбурга в сентябре 2018 года оказались под угрозой. По словам источника Znak.com, знакомого с ходом переговоров по этому вопросу, несмотря на то что изначально власти региона и города договорились о квоте партий в 10 мандатов, сейчас первый вице-губернатор Владимир Тунгусов лоббирует идею о полном переходе на одномандатную систему. Причина во многом в том, что «Единая Россия», у которой традиционно не очень высокие рейтинги в Екатеринбурге, не хочет рисковать, ведь по партийным спискам традиционно проходят в думу представители малых и оппозиционных партий. Впрочем, эксперты считают, что такой вариант может идти вразрез с федеральным трендом.
Несмотря на то что изменение системы выборов в Екатеринбурге обсуждается уже несколько месяцев, окончательное решение по этому вопросу не принято. Как ранее сообщал в интервью Znak.com лидер свердловских единороссов Виктор Шептий, вариантов развития событий три: полностью одномандатная дума, смешанная система 50 на 50 и «компромиссные» 26 одномандатников плюс 10 депутатов по спискам. Первый вариант, по словам источника Znak.com, нравится первому вице-губернатору Свердловской области Владимиру Тунгусову.
«В Москве сейчас все заняты выборами президента, и будет ли в Екатеринбурге смешанная система или мажоритарная никого не волнует. По соцопросам „Единая Россия“ в Екатеринбурге не пользуется общественной поддержкой, по спискам это сопоставимо с результатами 2013 года — порядка 30%. Зачем подставляться и демонстрировать такой результат — неочевидно», — рассказывает собеседник нашей интернет-газеты.
Виктор Шептий в интервью согласился, что в прошлом «Единая Россия» действительно показала невысокий результат в Екатеринбурге — 28,11%. «Но сегодня рейтинг „Единой России“ точно выше: в Нижнем Тагиле, где выборы проходили по смешанной системе, за партию проголосовали 57% избирателей, и из 14 мандатов по спискам 9 получила „Единая Россия“», — комментировал он.
Тем не менее опыт прежних муниципальных избирательных кампаний действительно показывал, что «Единая Россия» намного успешнее выступает в округах, в большинстве случаев забирая себе от 80 до 100% мандатов, распределяемых таким образом. Списки же играют на пользу их оппонентам и «малым партиям»: в Екатеринбурге именно благодаря спискам на выборах 2013 года партии «Гражданская платформа» и «Российская партия пенсионеров за справедливость» смогли получить места в думе. Более того, до мартовских довыборов в думу 2017 года даже «парламентская» ЛДПР несколько лет не могла провести в собрание депутатов ни одного одномандатника. На этом фоне представители системной оппозиции неоднократно высказывались, что отмена партийных списков может привести к полному захвату думы города «Единой Россией».
По словам политолога Сергея Мошкина, при пропорциональном распределении мандатов системная оппозиция может, ничего не делая, с большой вероятностью получить мандат. Кроме того, это открывает окно возможностей для получения мандатов любой партии, которая сможет набрать больше 5% на выборах. «Система построена таким образом, что голоса тех, кто этот барьер не преодолел, распределялись между „победителями“, преодолевшими процент, в той же пропорции. Когда „Единая Россия“ была в фаворе, они, помимо своих голосов, забирали добрую половину голосов. Но из какой логики будет приниматься решение сейчас — сказать сложно», — констатирует Мошкин.
По его словам, в Екатеринбурге изначально хотели отказаться от списков совсем, однако потом кому-то пришла идея оставить минимальную квоту. «Но ее целесообразность не очень понятна. Проект полного перехода на мажоритарную систему, на мой взгляд, сейчас имеет больше шансов на воплощение в жизнь», — считает политолог. Политконсультант Алексей Швайгерт также считает, что в протестно настроенных городах, к которым обычно относят Екатеринбург, совершить такой «тактический маневр» было бы логично. «Выгода для „Единой России“ совершенно понятна — отсекаются все конкурирующие партии, они просто не смогут торговать мандатами за счет партийного бренда. Кроме того, „Единая Россия“ сможет рапортовать о получении по одномандатным округам 80–90% думы, и даже это не предел», — полагает он.
Одновременно с этим, по мнению Швайгерта, полный переход на мажоритарную систему выгоден для первого вице-губернатора Свердловской области Владимира Тунгусова, который традиционно сохраняет за собой контроль над представительной властью в Екатеринбурге.
«То, что Владимир Георгиевич найдет 36 лояльных ему бизнесменов и бюджетников, имеет большую вероятность, чем предположение, что какие-то другие сторонние силы смогут найти достаточное количество кандидатов, которые смогут против них устоять. Опять же, если ты идешь в думу города, у тебя не может быть бизнес, связанный с городом. Идти туда без такого негласного одобрения Тунгусова вообще чревато», — говорит эксперт.
«Для „Единой России“ приемлемы и тот и другой вариант, — считает руководитель уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин. — Последние выборы показывают, что у нее не такие плохие возможности, а учитывая слаженность работы городской и областной команды, по меньшей мере за пять из десяти мандатов они могут побороться. Конечно, есть риск, что какие-нибудь малые партии, вроде того же „Яблока“, мобилизуются и проведут депутата по спискам, преодолев барьер. Но это будет всего один „почетный“ мандат, и роли он играть не будет». Политолог считает, что даже репутационные издержки от полной отмены списков для «Единой России» выше, чем минимальные риски недополучить какие-то несущественные проценты. «Хотя, конечно, вопрос о том, чтобы сохранить систему 50 на 50 уже даже не обсуждается», — констатирует он.
Несмотря на то что, имея большинство в Заксобрании и думе, «Единая Россия» может беспрепятственно провести любые изменения, такой ход будет фактически вразрез с федеральным трендом, считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. «Если посмотреть опыт 2015–2016 годов, в региональных центрах выборы проходили или по смешанной, или полностью по пропорциональной системе. Отмена партсписков просто не вписывается в сам формат взаимоотношений между политическими партиями и властью — это нарушение существующих договоренностей. Да, для маленьких городов, где партий нет, смешанная система не нужна, но для крупных городов она оптимальна», — считает он.
Кроме того, эксперт полагает что вытеснение оппозиции из представительных органов может оказаться отложенной угрозой. «На мой взгляд, одна из причин несистемной политической активности в Москве сейчас в том, что в 2014 году Московская городская дума была сформирована полностью по мажоритарной системе и ни одного оппозиционера туда реально не пустили. Все это было выделено на периферию, и теперь в Москве мы видим активизацию этих процессов. Поэтому здесь нужно думать не о том, чем отчитаться формально в день голосования, а об интересах региона», — считает Кынев. Впрочем, по его данным, даже в очень сложных городах за счет мажоритарной части «Единая Россия» сохраняла большинство.
2017МестныеСвердловская область
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|