Фото с сайта:
|
Собчак или Поклонская: кого выберут в России через 6 лет (26.10.2017)
|
|
Платон Беседин
Ксения Собчак заявила на пресс-конференции, что Крым украинский, чем вызвала бурю эмоций. Жестко ответила ей депутат Наталья Поклонская: "Статус Крыма вообще не обсуждается". "Креативное меньшинство", к которому бывший прокурор причислила возможного кандидата в президенты, вступило в борьбу с консервативным большинством. Платон Беседин - о столкновении западников и славянофилов нового типа и о том, к чему это противостояние приведет. Выдвижение Ксении Собчак в президенты России получилось оглушительно громким. Телевидение сняло десяток апологетических материалов, газеты и веб-ресурсы забронировали Ксении Анатольевне первые полосы, взорвались социальные сети, давно уже формирующие общественное мнение более, чем что-либо другое.
Для Ксении всё это, безусловно, шаг вперёд. Опросы ВЦИОМ и без того показывают её колоссальную узнаваемость (95%). Сначала её знали как блондинку в шоколаде, после – как профессионального журналиста, а затем уже и как политика. Выдвижение в кандидаты – венец её пути. Уверен, Собчак не потеряет его. Президентом она не станет, но вот быть голосом оппозиции на долгое время у неё получится. В выдвижении Собчак разглядели унижение Навального. Но боюсь, что Алексей давно уже "слился" сам. Да и Собчак, при всей гламурности её образа, как политик убедительнее и весомее, нежели Навальный. Она, как бы странно это ни звучало, основательнее. Что и продемонстрировала в интервью с ним. Тем забавнее выглядит острословие в адрес Ксении: шуточки про Дом-2, лошадей и прочее. На самом деле Собчак вошла в политику основательно, и путь её только начинается.
У нее есть две ключевые задачи. Первая – это встряхнуть застоявшееся политическое болото страны, добавить в него элемент шоу, игры, дабы народу было интереснее. Вторая – выяснить, насколько силён ультралиберальный дискурс и сколько людей его поддерживают - в общем, собрать всех маргиналов под розовое крыло.
Потому штаб Собчак и возглавил человек, отвечающий за создание самого либерального ТВ в нашей истории (НТВ 90-х) – Игорь Малашенко. И потому же Ксения Анатольевна сразу обозначила позицию по ключевому вопросу – "Чей Крым?". Помните, у группы "Ундервуд" была песенка со словами: "Скажи мне, чей Крым, и я тебе скажу, кто ты".
Действительно, после 2014 года возвращение полуострова в родную гавань стало вопросом не только политическим, но и экзистенциальным, цивилизационным. Крым как ничто другое за всю новейшую историю России объединил страну, примирил, казалось бы, на веки разные лагеря: "белого" Михалкова, "красного" Кургиняна, национал-большевика Лимонова, православного Шевкунова и миллионы других. "КрымНаш" стал точкой сборки России. Это всячески подчёркивал и сам президент (достаточно вспомнить его федеральное послание 2014 года, начатое с тезиса "Херсонес, Корсунь – сакральное место России, как Храмовая гора у иудеев или Мекка у мусульман"). Да и выборы 2018 года, безусловно, неслучайно назначены на 18 марта – день воссоединения Крыма с Россией.
И вот тут появляется Собчак, заявляющая: "Крым – Украина". Это тут же даёт повод экспертам и причисляющих себя к ним резюмировать: "Таким заявлением Ксения перечеркнула любые шансы на победу в выборах". Его маркировали как глупость. Однако у Собчак и не было задачи выиграть – пока что она хочет 10%, и это реально, учитывая, что отношение к Крыму изменилось.
Внешние санкции и внутренние противоречия привели к тому, что возвращение полуострова уже не воспринимается столь однозначно, как раньше. Наоборот, появилась масса недовольных, связывающих ухудшение качества жизни именно с Крымом. И Собчак работает для этой аудитории, а вот насколько она многочисленна, выяснится позднее. Говоря об украинском Крыме, Ксения не проваливает президентскую кампанию, а лишь следует поставленным задачам, нащупывая слабые места и вычисляя процент несогласных.
Любопытно, что сами крымчане восприняли данное заявление без особого внимания. Это на "материковой" России спорят о международных нормах и статусе Крыма, а на самом полуострове всё давно однозначно. Российский статус – по умолчанию.
Правда, у Ксении Собчак после заявления об украинском Крыме тут же появился знатный оппонент – Наталья Поклонская, олицетворяющая полуостров в российском политическом пространстве. У Натальи Владимировны после выхода "Матильды" высвободились и время, и энергия. Да, она ещё борется, выступает (записала даже обращение к генпрокурору Юрию Чайке), но фильм уже вышел. Теперь Поклонская сосредоточится на оппонировании Собчак. И это очень интересная пара. При всей неоднозначности Собчак и Поклонская - одни из самых ярких российских политиков, потенциально – самые яркие. Они, с одной стороны, символизируют окончательное торжество женского доминирования в стране, а с другой, - два её полюса. Консервативная, ультрапатриотичная, в чём-то даже архаичная Поклонская и ультралиберальная, прогрессивная Собчак.
Это столкновение не только двух мощных женщин, двух сексуальных энергий, но и противостояние идей, смыслов, цивилизационных подходов, архетипов, времён и поколений – своего рода новая интерпретация битвы западников и славянофилов, русских европейцев и русских русских. Собственно, это глобальное столкновение происходит постоянно, и его отблески мы наблюдаем в любом мало-мальски значимом социально-политическом конфликте: будь то бунт "школоты" на Тверской или очередные упражнения в трактовке исторической памяти (Сталина, Маннергейма, Зои Космодемьянской и др.).
Однако новое сражение идёт не в сфере окостеневших идей, где тезисы Хомякова-Аксакова оппонируют тезисам Грановского-Соловьёва, а между людьми нового поколения, прошедшими разными дорогами по одной стране. Собчак – 35 лет, Поклонской – 37: они вышли из одного русского пространства, но само пространство, при всей его общности, очень разное. Одно – то, что в самой России, в её прогрессивном центре, а другое – то, что в провинции, на окраинах. И, к слову, это ещё одно интересное противостояние – центра и периферии.
И Собчак, и Поклонская – дети новой России, очень похожие по образу действия, но обладающие разным набором знаний, воззрений, смыслов. Два полюса, созданные нашим государством. Но при этом ни одна, ни вторая не способны отразить мнения большинства, а склонны к маргинализации. И это не столько особенности личностей Собчак или Поклонской, сколько свойство всей новой России, в которой дискурс неизменно упирается в противоборство и торжество крайностей, разделяется на чёрное и белое без полноты цветовой гаммы. Говоря проще, "золотой середине" в элитах места нет.
С уходом Путина, который неизбежен через 6 лет, в России может исчезнуть пусть и такой, но баланс. А выбор будущего окажется между полюсами условной Собчак и условной Поклонской. И выбор этот опасен, странен, так как лежит между крайностями, рождающими конфликты. Уверен, это не тот образ будущего, о котором говорил президент. Что ж, у нас ещё есть время, дабы отыскать тех, кто способен создать его. Но хорошо бы поторопиться.
2017ФедеральныеФедеральный уровень
|