Выборочный поиск
Подписка на дайджест
E-mail*:

CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» » Муниципальная политика. Точка бифуркации

 
Муниципальная политика. Точка бифуркации
(18.09.2017)



Центр социологии и региональной политики ПсковГу в течение предвыборной кампании внимательно следил за предвыборными баталиями, проводил собственные социологические замеры, экзитпол в день голосования. В оркестре комментариев по итогам Единого дня голосования, в основном, видится не более чем продолжение избирательной кампании, попытки «вставить шпильку» политическому оппоненту, обида на результат или чрезмерное «мифотворчество» о победах. Мы попытались проанализировать весь массив собранных Центром социологии и региональной политики ПсковГУ данных и результаты голосования по прошедшей избирательной кампании.

Явка и легитимность результатов голосования. Явка в Великих Луках 23,4% и в Пскове 22,9% - это полноценная, абсолютно нормальная явка. 10 сентября явка на муниципальных выборах в самых различных регионах страны незначительно отличается от псковской: во Владивостоке - 14,4 %, в Барнауле – 14,6%, в Омске 15,9%, в Москве – 14,6%.

То же самое мы видим на губернаторских выборах 10-го сентября, которые, как правило, отличаются более высоким интересом со стороны избирателей: Карелия – 29%, Новгородская область – 28%. На фоне результатов по стране – Псков и Великие Луки выглядят где-то даже более политизированными, чем другие муниципалитеты и регионы.

Отдельно необходимо остановиться на двух, широко разрекламированных, но, на наш взгляд, далеких от истины утверждения:
1. «Низкая явка была выгодна «Единой России», и она всячески стремилась занизить ее». Экзитпол в день голосования показал, что избиратель «Единой России», с личным автотранспортом, с дачами и грибными пикниками, начал давать прибавку «Единой России» именно во второй половине дня голосования и пик динамики партии власти пришелся на период после 17 – 18 часов. Кроме того, кампания по «скупке голосов» со злополучными «договорами агитаторов» более результативна при меньшей явке. Поэтому в действительности низкая явка была выгодна, прежде всего, оппозиции, что косвенно подтверждается другими примерами. В Москве рекордно низкая явка подарила неожиданный успех оппозиции. Что касается политической легитимности такой явки. На довыборах в Псковскую городскую Думу в 2015 году явка была рекордно низкой в пределах 10%, тем не менее, один из победителей тех довыборов в Пскове стал заместителем главы города, другая – показала один из лучших результатов «Единой России» в кампании 17 года. И никто из числа избирателей, из числа оппозиционных политиков, проблему легитимности тех депутатов не оспаривал и даже не поднимал.

2. «Самая грязная кампания в Пскове с 90-х годов предопределила низкую явку». Этот тезис представляется также малоубедительным в сравнительном разрезе различных муниципалитетов. Например, тезис «самая грязная кампания» активно приписывают Пскову, а явка в Луках, по которым такой миф не создавался – такая же, как в Пскове. Более того, по социологическим опросам и на фокус-группах, до четверти граждан за неделю до конца кампании так и не получили агитационные материалы от кандидатов и не дождались звонков в дверь от их агитаторов. Фактор «грязной кампании» для массы избирателей (не для штабов кандидатов) - преувеличен. Даже не виданное ранее возбуждение двух уголовных дел по ходу кампании, скорее, сыграло как фактор политизации и повышения интереса к выборам, чем как «черная технология», политические дивиденды от которых пока не очевидны.

В аспекте явки избирателей, речь, скорее, идет о том, что политический класс в Псковской области, не зависимо от партийной принадлежности, все больше не соответствует вызовам времени и запросам жителей. «Что толку выбирать (не зависимо от уровня выборов), если изменений мы все равно не почувствуем, зато за 25 лет многопартийной демократии – знаем кто избирается, как себя ведут после выборов, как решают наши вопросы и зачем бизнесменам депутатский мандат!» Примерно такие мысли можно услышать практически при любых беседах с жителями и в самых различных средах. Общие результаты партий и одномандатников (без отдельных исключений) в Псковской области объединяет, если можно так выразиться – неуспех собственных стратегий (за исключением Великих Лук, ряда глав районов для «Единой России», а также Плюсского района для «Яблока»).

«Единая Россия» - с незначительным отрывом по большинству городских округов, прежде всего в Пскове, победила на инерции и гарантиях «синицы в руках», как мы и предполагали еще на старте кампании. Почти 40 процентов партии в Пскове – это скорее чудо, в сегодняшней ситуации, и подвиг кандидатов, чем очевидная закономерность.

«Справедливая Россия» со своими 11 процентами в Пскове, не смотря на явное и щедрое финансирование кампании, – второй год подряд является бледной тенью самой себя и имеет с учетом последних выборов всего 25 муниципальных мандатов из 380 во всех муниципалитетах региона.
ЛДПР уже не спасают газеты и телеэфиры харизматичного лидера В.В. Жириновского, и Псковское отделение находится в поисках дна - 7,4 % в Пскове – это антирекорд.

КПРФ, хоть и набрала свои 21,7%, но в первую очередь за счет партийного результата тех новоиспеченных коммунистов – одномандатников, которые активно занимались скандальными «договорами с агитаторами» и соответствующей «досрочкой». Там где не занимались, например, все в тех же Великих Луках – сокрушительное фиаско. Как мы предполагали на старте кампании по данным наших социологических замеров и фокус-групп, именно КПРФ была способна возглавить протестные настроения и даже побеждать в кампании 2017 при условии грамотной и содержательной кампании.

«Яблоко» в Пскове не избежало общего тренда, и так же не смогло даже отдаленно соответствовать успеху своих коллег в Москве.

Таким образом, даже без учета недобросовестной конкуренции, «скупки голосов», в чем, конечно же, еще необходимо разобраться правоохранителям, мы фиксируем общие тенденции к снижению интереса к выборным процедурам у избирателей, с одной стороны, и не способность псковского политического класса этот интерес сформировать, убедить, повысить собственные результаты. Думается, что аналогичную ситуацию можно предположить и в отношении федерального партийно-политического класса, однако эта тема требует дополнительных исследований. В любом случае, отсутствие адекватных выводов и предложений со стороны псковских отделений политических партий чревато деградацией и дискредитацией самой демократической общественно-политической системы, как минимум, на муниципальном и региональном уровне.

В июле 2017 года наш Центр социологии и региональной политики представлял результаты исследования ситуации накануне активной фазы избирательной кампании. Чуть более 50-ти процентов респондентов в регионе отметили, прежде всего, проблему ухудшения социально-экономического положения, зарплаты, доходы, цены. То есть, в 17 году главным «страхом общества» стали не дворы, коррупция и благоустройство, а, фигурально выражаясь, собственные кошелек и холодильник. При этом потенциал протестных действий был зафиксирован как крайне низкий, характерный для типичной стабильности последних лет. Что говорит не о кризисе, а о его признаках и тревогах людей.

Безусловно, при политическом лидерстве «Единой России» и Псков, и страна проделали колоссальный путь развития, это объективно и наглядно во всех сферах жизни от автопарка населения до новых построенных социальных объектов. Тем не менее, для жителей региона достижения властей и проблема собственных доходов, растянутые в годах, не позволяет ощущать в собственной повседневности все то, о чем объективно, но слишком масштабно для обывателя рапортует партия власти. Более того, отдельные сбои с начислениями, выплатами, квитанциями, сезонными колебаниями цен усугубляли ощущение кризиса или, по крайней мере, напряженности ситуации и тревоги за будущее.

Политические партии вместо фиксации вызова и поиска ответа на него, дружно перевели проблему в привычные для себя и, в этом смысле комфортные, модели предвыборного поведения, постаравшись увлечь людей собственными многолетними стереотипами. По настоящему увлечь людей лавочками и песочницами, дворами и парками, борьбой с коррупцией, бутылкой водки и даже двумя тысячами рублей, не говоря о призывах к «истинной народной демократии», судя по результатам - не получилось. Несоответствие «партийно - политических предложений» ключевым тревогам и проблемам людей – главная проблема субъектов избирательного процесса. Думается, что даже массовые рейды по Управляющим кампаниям с проверкой начислений платежей и условные проекты, наподобие приложения «Навигатор цен» - дали бы партиям плюсом больше сторонников, чем лавочки под окнами, не говоря о каких-то внятных, грамотно упакованных, партийных программах развития бизнеса и системы социальной помощи людям. Безусловно, есть исключения, но мы говорим об общих тенденциях и суммированном результате.

Политические модели поведения элиты, как вызов.

Уверенность политиков в «вечном успехе проверенных на личном опыте рецептов» обнажили в Пскове уникальную ситуацию столкновения двух опытов политического существования, двух исторических периодов успешного опыта. «Система 90-х» в лице «кандидатов Гавунаса» в своем классическом виде, столкнулась с «Системой нулевых». Первую характеризует прежде всего опора на собственную силу, собственные деньги, на дисциплину и самоорганизацию «бригады». «Бригада 90-х» всегда чувствует себя не частью большой системы, а автономным субъектом. Идеологическое основание «Бригады» - мы сами решаем со всеми, в том числе с государством свои вопросы по своим собственным правилам и понятиям. Более того, государство воспринимается как некий «конгломерат бригад» от которого можно что-то «отжать», надавить, провести переговоры или объявить войну. «Система нулевых» исходит из того, что государство – это основополагащая ценность и арбитр над всеми. Партия власти – это, прежде всего, партия, находящаяся в установленных и незыблемых правилах. Как и полагается, для «бригады» на выборах нет правил, в результате уже минимум два уголовных дела за нынешнюю кампанию, но зато и несколько вполне официальных освященных «государственными законами» депутатских мандатов. «Система нулевых», в свою очередь, с задачей справилась, получила уверенное большинство. Но сами партийно-политические правила игры, если опираться на данные социологии, становятся все более не интересными для избирателей.

Это классическая вилка, уже бывавшая в нашей истории, когда монархическая система и либерально – революционная альтернатива схлестнувшись в 1917 не смогли предложить ничего, кроме набивших оскомину лозунгов. Аналогия, возможно слишком глобальна, тем не менее, вполне подходит для политического Пскова и явилась во всем своем максимализме именно благодаря кампании 2017. Ни псковское Яблоко с лидером, который правит партией дольше, чем живут на свете нынешние молодые избиратели, ни КПРФ, которая буквально на глазах утратила в Пскове собственную политическую субъектность, выработать такие альтернативы по определению не способны.

С альтернативами в Пскове сегодня совсем плохо, поэтому главный выход из ситуации – действительно реальная, настоящая, кропотливая работа Псковских отделений политических партий над ошибками, и постоянная работа по подготовке и обновлению собственного кадрового состава.
Р.Н.Романов, директор Центра социологии и региональной политики ПсковГУ
2017МестныеПсковская область


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 18.09.2017 Рубрики: Статьи о выборах, Местные выборы 2017, Псковская область
Источник: Псковская лента новостей Место публикации: Псков
Адрес: http://pln-pskov.ru/politics/289785.html Тип публикации: Статья
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.

Лента новостей