|
Николай Пономарев: оппозиционеру отказано в удовлетворении исков. И в здравомыслии (31.08.2017)
|
|
Методы подмосковного политика Николая Дижура стары и неэффективны.
В борьбе за депутатское кресло в Чехове кандидат от партии «Яблоко» Николай Дижур пользуется инструментами, которые не работают. Более того, Дижур берет на вооружение неработающие лозунги уже не в первый раз. Следовательно, он, по мнению политолога, эксперта Центра ПРИСП Николая Пономарева, так ничему и не научился.
«Накануне выборов в Совет депутатов городского округа Чехов один из участников битвы за голоса избирателей – оппозиционер Николай Дижур – попытался устранить с политического ринга двух основных конкурентов – боксера Дениса Лебедева и и.о. главы Чехова Виктора Русакова. Поводом для обращения в суд стали подозрения в том, что при регистрации кандидатов не был указан полный перечень имеющихся у них судимостей. Несмотря на то, что в удовлетворении исков Дижуру было отказано, серпуховской политик продолжил муссировать в СМИ тему «криминала, рвущегося во власть».
Для электоральной культуры Подмосковья в целом характерна недобрая традиция: в ходе каждой избирательной кампании хотя бы один из кандидатов непременно выдвигает в адрес конкурентов обвинения в связях с уголовным миром. Одни делают это открыто, другие предпочитают оставаться в тени, поручая «разоблачение» подконтрольным СМИ или готовым сотрудничать на коммерческой основе журналистам. В качестве характерного примера можно привести историю выборов в Серпухове. Мэра Павла Жданова обвиняли в связях с Солнцевской ОПГ. Его приемника Павла Залесова сначала позиционировали как человека некой московской преступной группировки, а затем «понизили» до партнера одного из серпуховских «воров в законе» (с легкой руки журналистов этого титула был удостоен бизнесмен Сергей Романов). Нынешний глава города Дмитрий Жариков, по заявлениям его оппонентов, якобы связан с «подольскими». Фигуру бессменного главы Серпуховского района Александра Шестуна сначала тесно увязывали с местной группировкой «карандашей», а затем – с Чеховской ОПГ.
Такого рода обвинения давно уже приелись большинству избирателей и не оказывают на них особого эффекта. Так, на выборах депутатов Московской областной Думы в 2016 г. Николай Дижур не скупился на «криминальные» выпады в адрес оппонентов. Однако в итоге оппозиционер не смог набрать и 4% голосов.
Причины столь низкой отдачи вполне очевидны.
Во-первых, в ситуации, когда едва ли не на каждого из участников предвыборной гонки вешают ярлык уголовника, избиратели просто перестают реагировать на столь громкие заявления.
Во-вторых, современной массовой культуре свойственна романтизация антигероев. И речь идет не только о «дворовой шпане». Достаточно вспомнить наиболее популярные телесериалы последних лет: «Декстер», «Ганнибал», «Игра престолов», «Во все тяжкие» (список можно еще долго продолжать). Вряд ли в УК РФ еще остались статьи, которые их герои не успели бы нарушить. Однако это не мешает многомиллионной аудитории любить их и подражать им. Можно было бы возразить, что это касается только молодежи и людей среднего возраста, ориентированных на культуру Запада.
Хорошо, давайте обратимся к чисто российским реалиям. Сериал «Глухарь» – один из наиболее успешных отечественных телепроектов последних лет (в среднем каждую серию смотрели 35 % всей аудитории российского ТВ). Что мы можем увидеть, обратившись к его содержанию? Что у многих преступников имеются извиняющие их обстоятельства, некие представления о чести, а «самая страшная банда» – это группа коррумпированных полицейских. В современной массовой культуре причастность к криминалу не рассматривается в сугубо негативном контексте. В конце концов, как иначе можно было бы объяснить шансон, звучащий в салоне каждой второй маршрутки? Этот подход к подаче мира криминала можно и нужно критиковать, но отрицать его существование бессмысленно.
В-третьих, романтизированный и приглаженный имидж преступника не является антиобразом в чистом виде. В нем имеется множество черт, которые импонируют большинству избирателей: решительность, твердость, готовность постоять за себя и т.д. Как выразился однажды актер Игорь Лифанов, комментируя причину популярности своего амплуа «мордоворота», «волки привлекательнее овец». Можно сколь угодно долго обсуждать и осуждать это явление, но оно присуще современной российской культуре. Это объективный факт. И потому обвинения в связях с уголовным миром, брошенные в адрес конкурирующего кандидата, вполне способны усилить его поддержку (если штаб оппонента сумеет грамотно этим воспользоваться). Но приведут ли они к падению его рейтинга? Крайне маловероятно».
2017МестныеМосковская область
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|