|
Российская политическая элита повысит квалификацию за государственный счет (28.08.2017)
|
|
21 августа 2017 года Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) постановлением правительства была поручена подготовка 162 «высокопотенциальных руководителей» для возможного выдвижения на высшие должности в 85 регионах России, сообщают «Ведомости». На эти цели РАНХиГС получит 260 млн. руб., завершится подготовка должна к концу 2018 года. Сразу замечу, что высшим должностным лицом в большинстве субъектов РФ являются губернаторы.
Обучение по программе не означает, что «студенты» обязательно будут выдвинуты на соответствующие должности. Цель подготовки «кандидатов в кандидаты», помимо политического образования, еще и формирование умения принимать на себя ответственность не только перед вышестоящим руководством, но также перед избирателями. При очевидном в России доминировании государства над обществом, чиновники все-таки решили потренироваться учитывать мнение избирателей. Очевидно, необходимость такого нового для них навыка вызвана низким уровнем политического участия и общеевропейским кризисом политики мейнстрима, угрожающего системе.
Размышляя над прочитанным, я пришла к выводу, что меня беспокоят три момента в этой истории. Первый и главный – акцент на элитарности предложенной программы подготовки. С одной стороны, нам говорят о поиске диалога власти и общества, о необходимости быть ближе к народу, а с другой - снова выделяют из общей массы уже привилегированного сообщества чиновников тех, кто «еще ровнее».
Напомню, что с 1998 года по настоящее время на базе того же РАНХиГС реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для руководителей среднего и высшего звена. Новая программа, очевидно, создана для элитарной прослойки руководителей: «их направляют учиться как руководителей высокого уровня на программу, соответствующую их статусу и уровню» - отмечает для «Ведомостей» собеседник в РАНХиГС.
«Это похоже на идею кадрового резерва, которая замыкает политическую элиту саму в себе, - замечает Алексей Игнатов, политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг» (г. Тула), - положительная селекция политической элиты должна быть, но на конкурентной основе. Будет хорошо, если программа Президентской академии станет доступна более широкому кругу слушателей» - заключает он.
Действительно, почему не демократизировать программу подготовки, допустив к ней всех желающих на основе вступительных испытаний? Политическая и юридическая подготовка кандидатов на выборные должности, по мнению экспертов, остается на низком уровне. Вот как комментирует ситуацию Алексей Игнатов: «Как политтехнолог я часто сталкиваюсь со слабой правовой подготовленностью кандидатов на выборные должности: они плохо знают законодательную базу, часто не знакомы с ограничениями, которые на них накладывает статус кандидата, депутата или иного выборного лица, поэтому вопрос предварительной подготовки кадров считаю актуальным. Должно ли это происходить за бюджетный счет – спорный вопрос».
«Мы видим, - отмечает политтехнолог Кирилл Петров, руководитель аналитического департамента «Минченко консалтинг» (г. Москва), - что часто на высокие посты в региональных администрациях назначаются люди, не имеющие соответствующего опыта, кадровая нестабильность не способствует эффективной работе. Поэтому институционализация работы по повышению квалификации управленческих кадров - дело не лишнее».
Однако, предложенная Академией программа рассчитана на обучение уже действующих руководителей: замов федеральных министров, депутатов, замов губернаторов, членов Совета Федерации, топ- менеджеров госкомпаний и госкорпораций, то есть представителей российского политического истеблишмента. «Простому смертному» плательщику налогов в бюджет, из которого, собственно, и финансируется обучение политической элиты, такая привилегия недоступна. Отсюда вытекает второй момент – выделение огромных средств из федерального бюджета на обучение и без того безбедных чиновников высшего руководящего звена. Неужели у топ – менеджмента нашей страны не найдется собственных средств на свое обучение? Вопрос повисает в воздухе.
Третий нюанс – это легкое подозрение, что власть забывает о том, что в апреле 2012 года нам были возвращены прямые выборы губернаторов. Согласно федеральному законодательству, кандидаты выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения. В законе ничего не сказано об обязанности рекрутировать кандидатов из какой-либо группы специально подготовленных чиновников, «кадрового резерва» или «президентской сотни». Образовательный ценз для кандидатов тоже пока не ввели, хотя о его желательности говорят некоторые политтехнологи, обращая внимание на высокую ответственность должности губернатора: «Я сторонник введения образовательного ценза и требования наличия опыта работы для кандидатов на должность губернатора» - комментирует Алексей Игнатов.
Получается, что необходимая для современного государства ротация политических кадров будет происходить внутри сформированной элиты. Однако не все эксперты склонны драматизировать ситуацию. Есть и положительные моменты: «Новая программа подготовки управленческих кадров от Президентской академии – это весомая победа ее лоббистов. Она повышает престиж учебного заведения. При этом, надо понимать, что прямых распоряжений о необходимости данной квалификации для кандидатов в губернаторы не будет» - поясняет Кирилл Петров.
Вот и получается, что жизнь в России идет своим чередом: российская политическая элита повышает свой престиж внутри себя, все больше обосабливаясь от реальной действительности и от людей, а общество существует само по себе. Все это похоже на текущую предвыборную жизнь в регионах и в столице: внутрипартийная борьба и междоусобицы занимают все внимание политических лидеров, а об электорате все забыли.
Ангелина Иванова
2017ФедеральныеФедеральный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|