|
Выборы-2017: почему оппозиция опять проиграет (25.08.2017)
|
|
Единый день голосования в 2017 году выглядит тихой передышкой между прошлогодними выборами депутатов Госдумы и будущими выборами президента. Тем не менее, предстоящие выборы губернаторов и местных советов привнесли в политическую повестку России несколько вопросов, варианты решения которых могут изменить будущие выборные кампании.
Памфилова: руки Кремля там нет
Одной из основных «обид» оппозиции на действующую власть является постоянное педалирование темы «непроходимости» ими муниципального фильтра. В рамках этого этапа выдвижения кандидаты должны получить одобрение части существующих депутатов муниципального и местного уровня, собрав в разных субъектах РФ в пределах 5–10 % подписей от общего числа избранников.
Такое положение выборного закона касается только выборов губернаторов, однако оно и в самом деле выстраивает достаточно парадоксальную ситуацию. При большом количестве оппозиционных кандидатов им просто не хватает подписей существующих депутатов от своих собственных партий.
В результате часто кандидаты-оппозиционеры вынужденно прибегают к помощи депутатов «партии власти», получая часть необходимых подписей от депутатов «Единой России». Эту проблему прокомментировала глава ЦИК Элла Памфилова, отвечая на вопросы журналистов.
«Складывается весьма неловкая ситуация для партий, когда они вынуждены пользоваться политической «благотворительностью» партии власти, собирая подписи, — прокомментировала глава Центризбиркома. — Хорошо, что большинство депутатов от «Единой России» подписываются за претендентов от других партий, понимая негативные последствия безальтернативных выборов. Но это порождает вкусовщину, произвол и избирательный подход, поэтому изменения необходимы».
По словам Памфиловой, можно снизить фильтр прохождения кандидатов до 1–2 %. Можно предложить, чтобы каждый депутат мог подписываться за нескольких кандидатов. У кандидатов мог бы быть выбор: или подписи депутатов собирать, или подписи избирателей, или вносить залог. С другой стороны, Памфилова отметила, что даже существующая редакция закона о выборах губернаторов вполне соответствует принципам демократических выборов.
«В 16 регионах, где будут проходить прямые выборы первых лиц, из 105 выдвинувшихся кандидатов от 24 партий 75 кандидатов от 14 партий были зарегистрированы, а это свыше 70%. В некоторых регионах есть проблема, но «руки Кремля» там точно нет», — отметила глава ЦИК в своем заявлении.
Кроме того, Памфилова подчеркнула, что распространенной технологией оппозиции в борьбе за симпатии избирателей является создание «образа жертвы», которую якобы преследуют власти.
«Есть тенденция, ставшая довольно популярной у ряда политиков, которые, с прицелом на будущие выборы, пытаются максимально раскрутиться в текущих избирательных кампаниях на образах жертв, преследуемых режимом, который их якобы страшно боится. При этом они прилагают все возможные усилия, чтобы их, не дай бог, не зарегистрировали!» — пояснила она.
Что произойдет с муниципальным фильтром в дальнейшем — вопрос открытый. Не исключено, что к следующим выборам губернаторов он будет изменен или пересмотрен. В конце концов, и сама выборность губернаторов вернулась в российскую действительность достаточно недавно — лишь в 2012 году.
Партии-«хамелеоны» и «атака клонов»
Еще одной проблемой оппозиции является ее внутренняя разобщенность. При этом речь идет даже не о вопросе выдвижения единого кандидата на престижный пост губернатора, но о рутинной работе в рамках местных и муниципальных избирательных кампаний.
Поскольку на либеральной оппозиции буквально негде ставить пробу, а шансы ее кандидатов на избрание — меньше статистической погрешности, поговорим о другом фланге российского политического спектра. Так, одна из наиболее жестоких кампаний политической борьбы на текущих выборах развернулась между двумя партиями коммунистической идеологии — КПРФ и «Коммунистами России».
Так, например, в Северной Осетии произошло вообще уникальное событие — здесь в выборах местного парламента может не принять участие КПРФ, снятая по решению Ставропольского краевого суда. Поводом для иска стало заявление конкурирующей с «зюгановцами» партии «Коммунисты России», которая и сама была снята с выборов в Северной Осетии — но уже по иску от КПРФ. В общем, «волки от испуга скушали друг друга». Вместо агитации и предвыборной борьбы две компартии выясняют в судах, кто из них больший коммунист.
Аналогичная ситуация складывается между КПРФ и «Коммунистами России» практически везде, в том числе в ключевых столичных регионах. Более того, в Москве дошло до еще более смешного — 14 августа в Бабушкинском районном суде столицы слушали иск кандидата от КПРФ Владислава Кузнецова, который утверждал, что вместо него в избиркоме был зарегистрирован его полный однофамилец от партии «Коммунисты России». Впрочем, судя по всему, решение суда никак не повлияет на распространение фамилий Кузнецов или Смирнов в России.
Надо сказать, в рядах КПРФ хватает людей и с «громкими» фамилиями. Причем их приверженность коммунистической идеологии, как минимум, спорна. Так, кандидатом от зюгановской партии в собрание депутатов района Ясенево идет некто Константин Алтухов, в недавнем прошлом выступавший за признание района Теплый Стан независимой республикой.
В Текстильщиках кандидатом от КПРФ идет Вадим Козлович, обвинявшийся Следственным комитетом Москвы в разжигании межнациональной розни. А в Лефортово от Компартии выдвинута некая Александра Андреева, прославившаяся скандальным высказываниями в Сети. Наиболее цитируемым ее перлом стало: «Солдаты на параде с колорадскими лентами. Позор» — так Андреева высказалась в Twitter об использовании Георгиевской ленты на параде 9 мая 2015 года.
На фоне такой оппозиции «партия власти» оказывается просто-таки образцом политической культуры и последовательности.
Перед последним туром
Еще одной проблемой нынешнего избирательного цикла может стать низкая явка избирателей. Несмотря на серьезную конкурентную борьбу в рядах кандидатов в депутаты и губернаторы, традиционное восприятие местных выборов избирателями весьма пассивно.
Своеобразный «антирекорд» по явке избирателей продемонстрировала на последних довыборах в Госдуму Ярославская область. Согласно информации ЦИК, к избирательным урнам там пришло лишь 6% от числа граждан, имеющих право голоса.
Это, к сожалению, не только проблема самих местных выборов, но и реальная оценка силы российских оппозиционеров. Если народ недоволен властью, то понятно, что он придет на выборы. Задача оппозиции — сделать все, чтобы донести до народа эту простую максиму и привести его на выборы. Если оппозиция этого сделать не может, то виновата, в общем-то, она сама. И никакие «фильтры» тут ситуацию не меняют. Впрочем, реакция Центризбиркома на такого рода проблемы достаточно спокойна.
«Это, в принципе, типичная явка на таких довыборах. Главное, что она была реальная — это пусть думают политики, почему они не привлекли людей, — прокомментировала ярославскую ситуацию Памфилова. — Главное, чтобы не было давления на людей и фальсификаций. Насколько будут интересные выборы — это зависит от качества кандидатов».
Все это означает только одно. Если граждане России, критически настроенные к действующей власти, проигнорируют сентябрьские выборы, ее это ничуть не огорчит. Повод ли это, чтобы остаться дома и продолжать ругать власть на «диссидентской кухоньке» — решать самим недовольным.
Тем же, кто поддерживает проводимый в стране курс, 10 сентября сам бог велел показать городу и миру — и в первую очередь, самим себе, — что их поддержка чего-то стоит. Это как с любимой спортивной командой: чемпионат уже выигран, вперед последний, ничего не значащий тур… Оставаться ли дома в такой момент? Или же взять ноги в руки — и демонстративно поддержать своих?
2017РегиональныеФедеральный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|