|
Явка избирателей на выборах губернаторов: международная и российская практика (25.08.2017)
|
|
МАКСИМ ГРИГОРЬЕВ Директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии
Обсуждая предстоящие в ближайшее время выборы, стоит отметить, что в большинстве стран мира законодательство не предусматривает всенародное избрание высших должностных лиц регионов. Например, во Франции руководители регионов или департаментов называются префектами и назначаются президентом страны, а в Германии и Австрии руководители «земель» назначаются решением региональных парламентов.
Одной из немногих стран мира с прямыми выборами губернаторов являются Соединенные Штаты Америки. При этом показатели явки в конкретном штате значительно различаются и сильно зависят от исторических традиций голосования его избирателей и особенностей конкретной территории. Например, на выборах губернатора штата Нью-Йорк в 2014 году явка составила 33 процента, а в 2010 году — 35 процентов. В Айдахо в 2014 году явка составила 26 процентов, а в 2010 — 27 процентов. На выборах губернатора штата Кентукки в 2015 году — 30 процентов. На выборах губернатора штата Калифорния в 2014 году — 31 процент, на выборах губернатора штата Техас в 2014 году — 34 процента, на выборах губернатора штата Оклахома в 2014 году — 41 процент, на выборах губернатора штата Южная Каролина — 43 процента. Вместе с тем есть и пример выборов губернатора штата Юта в 2016 году с аномальной явкой в 82 процента.
Вне зависимости от региональных различий практика современных выборов во многих западных странах показывает, что уровень явки находится на значительно меньшем уровне, чем ранее. Например, показатель на выборах мэра города Нью-Йорк в 2009 — 28 процентов, а в 2014 году только 24 процента. При этом в 1953 году этот показатель составлял рекордные 93 процента. Средняя явка на выборах в палату представителей США (в неё выбираются 435 конгрессменов) за последние 15 лет колебалась от 42 до 48 процентов. Для примера отметим, что в 1968 году явка избирателей доходила почти до 90 процентов. В 2014 году на выборах в Европейский парламент средняя явка составила 43,3 процента. На сегодняшний день такой показатель явки на выборах данного уровня уже можно оценивать как достаточно высокий. Причём даже таких показателей удалось достичь только за счёт Бельгии, Люксембурга и Мальты, а 16 стран, включая Великобританию, Францию, Польшу, Испанию, показали явку меньше 43 процентов. Например, в выборах в Европарламент в Словакии приняло участие 13 процентов, в Чешской Республике — 18 процентов, в Польше — 23 процента, в Словении — 24 процента, в Хорватии — 25 процентов.
На основе международной практики и в применение к предстоящим выборам губернаторов в 16 регионах Российской Федерации Фонд исследования проблем демократии подготовил следующий прогноз явки на предстоящих выборах: регионы с высокой явкой (более 40 процентов) — Севастополь, Республика Мордовия, Белгородская и Саратовские области; регионы со средней явкой (от 30 до 40 процентов) — Республика Бурятия и Марий Эл, Пермский край, Удмуртская Республика, Калининградская, Томская, Ярославская и Рязанская области; регионы с явкой ниже среднего (менее 30 процентов) — Республика Карелия, Свердловская, Новгородская и Кировская области.
В большинстве случаев прогноз соответствует электоральным традициям регионов. Например, на выборах губернатора Свердловской области 2003 года, которые прошли в два тура в условиях ожесточенного противостояния элит области и города Екатеринбурга (персонифицированного в Эдуаде Росселе и Антон Бакове), явка составила лишь 32 процента от общего числа избирателей, что практически не отличается от недавней явки на выборах губернатора штата Калифорния. В 2017 году, когда политические и управленческие элиты Свердловской области и Екатеринбурга работают в одной команде, размах, финансовые затраты и ожесточенность избирательной кампании существенно меньше, что не может не привести к меньшей явке. Интересно отметить, что в 2013 году на выборах главы Екатеринбурга наличие Евгения Ройзмана среди кандидатов практически никак не увеличило явку населения, оставив её на уровне 33,6 процентов.
На выборах губернатора Кировской области в 2014 году практически полностью доминировал бывший руководитель региона Никита Белых, который позиционировал себя одновременно в качестве представителя и власти, и оппозиции. Это придавало некоторую живость избирательной кампании. Вместе с тем в 2014 году явка избирателей составила лишь 36 процентов. С учётом повтора данной ситуации в 2017 году — с точностью до тех же самых кандидатов от ЛДПР (Кирилл Черкасов) и КПРФ (Сергей Мамаев), но с отличием лишь в фигуре поддержанного партией «Единая Россия» руководителя области, сложно ожидать, что явка превысит показатели 2014 года.
В некоторых регионах явка ниже средней связана с особенностями территории — конец дачного сезона и время сбора урожая в день голосования (например, в Республике Карелия).
Электоральная история Республики Мордовия, напротив, позволяет прогнозировать высокий уровень явки на выборах. В 2003 году соответствующий показатель там составил 83 процента, что практически совпадает с явкой на выборы губернатора штата Юта в 2016 году, не дотягивает до уровня явки в Австралии или Швеции, но является достаточно большим результатом. Тот факт, что и в 1998 году явка в Республике Мордовия была на уровне 76 процентов, позволяет говорить о национальных особенностях территории и исторических традициях голосования и уверенно прогнозировать достаточно высокие показатели участия избирателей в голосовании на выборах губернаторов в 2017 году.
2017ФедеральныеМеждународный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|