Выборочный поиск
Подписка на дайджест
E-mail*:

CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» » Алексей Сахнин: Сергей Удальцов и перспективы левых сил

 
Алексей Сахнин: Сергей Удальцов и перспективы левых сил
(10.08.2017)



Сергей Удальцов вышел на свободу после 4,5 лет в тюрьме и многие задаются вопросом о его политических перспективах и о месте, которое левые силы могут занять в развитии нашей страны. В этой связи я хочу сформулировать несколько тезисов.

1. Роль лидера, его личных качеств, политического чутья, организаторских способностей, харизмы и тп велика, но все же вторична по отношению к объективным социальным условиям, которые и задают коридор возможностей, определяют возможные альтернативы развития общества. Место Сергея Удальцова и Левого фронта в российской политике в 2005-2012 гг. определялось именно фундаментальными ограничениями эпохи. Тогда несмотря на все проблемы, чудовищное социальное неравенство, перманентный кризис многих государственных институтов и деградацию демократических механизмов, существовавший общественный порядок в целом себя еще не исчерпал. То что мы называем путинским режимом было и пока остается российской разновидностью глобального неолиберального порядка, который определял правила игры на всей планете. Крайне левые в этих условиях были обречены на маргинальность. Мы представляли собой слишком радикальную альтернативу порядку вещей, чтобы люди рассматривали ее всерьез. Это накладывало отпечаток на все: на нашу стратегию и на тот образ, который создавался вокруг нас в обществе. Мы казались оторванными от жизни идеалистами, прожектерами, людьми играющими в радикализм.

В 2012-13 гг. радикальные левые и Удальцов лично впервые выступили как серьезная сила. Не столько благодаря нам самим, сколько потому что казавшийся нерушимым социальный порядок испытал первый толчок системного кризиса. Тогда власть достаточно легко справилась с нами с помощью репрессий и пропаганды. С нами она справилась, а вот с фундаментальными причинами кризиса нет. Поэтому новые социальные и политические потрясения неизбежны. И мы, кажется, подошли к ним вплотную.

2. Происходящее в России это лишь частный случай глобального процесса распада неолиберального мира.

С 2008 г. Мы переживаем крупнейший за 80 лет экономический кризис, который обнаружил полное банкротство рейгономики, мира неограниченной рыночной свободы во всемирном масштабе. Но политическая машина неолиберализма по инерции проработала еще несколько лет. Правящие элиты повсюду прилагали большие усилия чтобы подморозить ситуацию и ничего не менять. Им это какое-то время удавалось делать, но острота кризиса лишь нарастала.

В наиболее слабых и уязвимых обществах, вроде некоторых арабских стран или Украины, политический коллапс все же произошел, но более дееспособные режимы первый удар кризиса выдержали. Но теперь выигранное ими время ушло. Даже стабильные западные страны переживают тектонические политические сдвиги. Рушится прежняя партийно-политическая система, силу набирают прежде маргинальные партии и политики, бросающие прямой вызов истеблишменту. Сами правящие элиты раскалываются и погружаются в бесконечную междоусобицу. 

В этих условиях, шансы на историческую победу приобретают силы, прежде находившиеся за пределами мейнстрима.

Из западного опыта мы видим, что растущий политический кризис дает шанс политическим антиподам: правым популистам вроде Трампа или Ле Пен и левым критикам капитализма вроде Сандерса, Корбина или Меланшона.

Хотя российские интеллектуалы очень любят рассуждать об особом историческом пути России, нам конечно предстоит разделить общую судьбу человечества, заведенного в тупик за 40 лет господства неолиберальных режимов. А значит, кризис создаст пространство для двух исторических альтернатив действующему режиму: слева и справа.

3. С правой альтернативой все, кажется, ясно. Алексей Навальный добился на этом поприще многого. Также как Трамп в США, он (часто справедливо и обосновано) критикует правящую элиту за неэффективность и коррупцию. Также как Трамп, он противопоставляет правящему режиму утопию "честного капитализма", где место коррумпированных чиновников и олигархов займут честные менеджеры и капиталисты. Также как Трамп, Навальный стремится создать кейнсианскую политическую платформу на которой можно было бы объединить часть бизнеса(Заинтересованного в развитии внутреннего рынка и в дешевом кредите) и часть рабочего класса и массовой интеллигенции. Мы видели как это удалось сделать в США, где Трамп мобилизовал голоса депрессивной глубинки "ржавого пояса". А этим летом мы наблюдали как Навальный и его штаб сумели добиться впечатляющей мобилизации в российской провинции.
Теперь вопрос в том, появится ли в российских условиях левая альтернатива существующему режиму. И Сергей Удальцов, конечно, главный кандидат на роль российского Сандерса или Корбина.

4. Сергей Удальцов яркий и талантливый политик. Он крайне способный организатор, лидер, наделенный большой харизмой. Но сейчас главное в том, что место для него создается самой историей. Поэтому сейчас и он лично и левые силы в целом будут восприниматься всерьез. После длительного перерыва, у левых критиков капитализма появляется реальная ниша в политическом процессе.

Если говорить об отношениях внутри оппозиции, то нужно понимать что за минувшие пять лет поменялась сама диспозиция. Если в 2012 г. коалиция левых и либералов была возможна на демократической платформе, то теперь она гораздо более проблематична. Слишком разное видение будущего у разных флангов оппозиции. А теперь борьба разворачивается даже не за настоящее, а именно за будущее. За направление которым будет развиваться Россия следующие несколько десятилетий.

Несомненно, лидеры либеральной оппозиции воспринимают левых и лично Удальцова как угрозу. Навальный однозначно претендует на монополию в протестном движении. И левые для него приемлемы как массовка, как послушные исполнители, которые не претендуют на политическую самостоятельность и субъектность. Я уверен, что какие-то левые согласятся играть такую роль, как нашлись левые которые оправдывали правый переворот на Украине, закомуфлированный протестной уличной массовкой.

Но стратегия Левого фронта будет заключаться в поиске независимого политического курса, в создании такой демократической и социальной альтернативы, которая сделает главным участником российской истории, не авторитарную олигархию и не тех или иных политиков, но сам многомиллионный российский народ. И политическое будущее Сергея Удальцова и российских левых будет определяться тем, удастся ли нам сформулировать эту альтернативу.
2017ФедеральныеФедеральный уровень


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 10.08.2017 Рубрики: Статьи о выборах, Тема дня, Выборы 2017, Единый день голосования 2017, Общество и политика, Точка зрения, Общественные акции
Источник: Facebook Место публикации: Москва
Адрес: https://m.facebook.com/alexey.sakhnin/ Тип публикации: Статья
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.

Лента новостей