Выборочный поиск
Подписка на дайджест
E-mail*:

CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» » ПОЛИТОТА ОТ ЕНОТА. КАК СТАТЬ ВТОРЫМ НА ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА

 
ПОЛИТОТА ОТ ЕНОТА. КАК СТАТЬ ВТОРЫМ НА ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА
(10.08.2017)



Спустя 14 лет свердловчане вновь будут выбирать губернатора области. В контексте этого события ЕТВ вспоминает кампании прошлых лет, а в особенности тех, кто до победы не дотянул совсем чуть-чуть и остался вторым.

Губернаторские выборы в Свердловской области проходили трижды, а первые состоялись в 1995 году после того, как региону прописали собственный устав. Затем свердловчане выбирали главу региона в 1999 году и в 2003. После этого случился долгий перерыв, во время которого у руля стояли люди, назначенные правительством страны. Ровно через месяц, 10 сентября, свердловчане тряхнут стариной и вновь отправятся на избирательные участки. При этом многие грустят, что нынешняя предвыборная гонка не такая яркая, как прошлые, и победителя можно угадать заранее.

Политическая тусовка с ностальгией вспоминает, как в 1995 году случился раскол в партии власти, а у двух самых сильных оппонентов появился третий, который мог перетянуть одеяло на себя — это стало неожиданностью, о которой пишут в хрестоматиях по истории. Примерно то же самое произошло и в 1999 году, когда путевку во второй тур пророчили одному кандидату, а в итоге его опередил совсем другой человек. Яркими были выборы и в 2003 году, хотя кандидат, прошедший во второй тур наряду с фаворитом, признается, что не имел иллюзий относительно губернаторского кресла, а просто хотел пощекотать нервы своему оппоненту, на которого затаил обиду.

ЕТВ побеседовал с участниками прошлых предвыборных кампаний и узнал, какое настроение царило в те годы, и рассчитывали ли те, кто в итоге прошел во второй тур, на победу.


1995 год
Россель vs Страхов


И внезапное появление Валерия Трушникова

Евгений Минченко, автор книги «Как стать и остаться губернатором»:



— На самом деле там ситуация была очень простая — это было выяснение отношений между Виктором Черномырдиным [на тот момент председатель правительства РФ] и, грубо говоря, семьей Ельцина, в состав которой тогда еще входил Александр Коржаков [начальник охраны Ельцина, впоследствии ставший депутатом Госдумы]. И поскольку на тот момент Черномырдин рассматривался как реальный претендент на президентское кресло, ельцинской семье было принципиально важно провалить его кандидата. Алексей Страхов [с 1994 по 1995 годы был главой администрации Свердловской области] был как раз выдвинут черномырдинской партией «Наш дом — Россия».

В 1995-м была серьезная элитная борьба, плюс партия власти раскололась: Валерий Трушников, который был первым замом Страхова, тоже выдвинул свою кандидатуру и, соответственно, распылил административный ресурс. То есть это были реально конкурентные выборы, результат которых не был предопределен. Там была серьезная борьба с тремя настоящими претендентами: Росселем [Эдуард Эргартович, был главой администрации Свердловской области с 1991 по 1993 годы], Страховым и Трушниковым. И я думаю, у последнего тоже были шансы выиграть эту кампанию.

Эдуард Коридоров, пресс-секретарь Алексея Страхова:



— Предвыборная кампания была большая и длинная. На старте позиции Росселя и Страхова были примерно одинаковы. Россель, безусловно, гораздо более харизматичный лидер. У него была поддержка областной думы, а у Страхова в активе — давние связи с руководителями предприятий, с Екатеринбургом во главе с Чернецким, с федеральными руководителями, особенно с правительством РФ. И хорошие отношения с Черномырдиным. За ним было движение «Наш дом — Россия», его поддерживали и другие федеральные партии и объединения. Поэтому я бы не сказал, что изначально у кого-то было преимущество.

Предвыборные штабы были достаточно сильные у обоих. У Росселя выделялись Левин, Баков, Воробьев, у Страхова работал Тунгусов, Басаргин, который кстати отвечал за очень важное направление работы — связи с территориями. Когда кампания начиналась, был большой драйв и кураж.

Если вспоминать кампанию в первом туре, то обращает на себя внимание ожесточенная война компроматов. Конечно, это было приметой времени, но кампания была очень грязная. Я, к сожалению или к счастью, тоже внес лепту в эту борьбу — так получилось, что незадолго до выборов я снял документальный фильм про то, как строился пресловутый дом Росселя в Малом Истоке, который впоследствии стал резиденцией губернатора. Тогда это была достаточно скандальная тема, и она, и фильм использовались в кампании Страхова. Потом штаб Росселя был вынужден ответить на этот вызов, объявив зеркальную кампанию по поиску дачи Страхова, этим занимался Антон Баков.

Мне еще вспоминается, как мы с ним дискутировали на городской радиокомпании «Студия «Город». День я был в эфире, день — он, и мы бесконечно заочно спорили друг с другом. Помню, в один день сижу в студии, чего-то вещаю в прямом эфире и вдруг вижу за стеклом операторской довольную физиономию Бакова, который показывает мне язык и строит рожи, в общем по-доброму издевается над моими потугами в прямом эфире, пока я его разоблачаю.

Большая войнушка развернулась за местные СМИ, и это был тот ресурс, который, на мой взгляд, в итоге сыграл в пользу Росселя. На старте СМИ отрабатывали в значительной степени по инерции на Страхова, потому что он был хозяином области. Но штаб Росселя начал перетягивать на себя симпатии газет, и заключительным аккордом стала покупка для СМИ факсов и другого оборудования. Получив весомый подарок, журналисты стали больше симпатизировать Росселю.

У кампании Страхова в первом туре было два больших минуса: во-первых, она была не очень эмоциональная. Страхов — человек закрытый, такой типичный красный директор, хозяйственник. Другое дело Россель — эмоциональный, яркий, он умел зажигать, и вообще его кампания апеллировала больше не к разуму, а к сердцу.

И второй большой минус кампании Страхова, на мой взгляд, — это печатные материалы: очень плохие агитки, которые производила компания москвичей. Над ними смеялись и сами работники штаба, чего уж говорить об избирателях.

Главным ресурсом, который позволил Росселю в итоге победить, стало появление Трушникова во всей своей красе. Он был классической третьей силой, которая возникла на фоне конфликта Росселя и Страхова. Представьте, появляется не очень известный человек, который говорит избирателям — я предлагаю компромисс, голосуйте за меня: за то, чтобы у нас развивалась промышленность, а политические дрязги нам не нужны. Это позволило ему набрать много голосов, чуть меньше чем у Росселя и Страхова. И было ясно, что судьба кампании теперь зависит от Трушникова. Штаб Страхова пытался вести с ним переговоры. Я помню, как на подходах ко второму туру он приезжал к нам в штаб, и Страхов лично встречался с ним, но они не договорились. А Россель договорился и таким образом обеспечил себе победу.

Второй тур начинался на фоне уныния в штабе Страхова. Все сворачивалось, мы в открытую обсуждали, что кампания сливается. Но разговоры о том, что Страхов не смог бы победить на выборах, потому что был человеком Черномырдина, не имеют под собой оснований. Ельцин, администрация президента, правительство страны не имели никакого влияния на то, как шли выборы. Шансы на старте были равные, и итоги первого тура это показали. Поэтому ничего не было предопределено, и настроения, которые ходили в Москве, тоже были неоднозначными.

1999 год
Россель vs Чернецкий


И внезапное появление во втором туре Буркова

Владимир Злоказов, генеральный директор «Студии 41»



К выборам готовились два лагеря, оба понимали, что предвыборная кампания будет жесткой, требующей много сил, и совершенно точно будет второй тур, куда выйдут Чернецкий и Россель. Бурков в то время был номером два у Антона Бакова, и у них было общественно-политическое движение «Май», которое проводило много ярких акций для протестного электората и в городе, и в области. Они привлекали внимание к проблемам по линии ЖКХ, обещали вернуть долги по зарплате… Когда возле Белого дома ходили люди с гробами, это, как раз, были общественники из «Мая». Все было по-баковски креативно.

В общем, в то время, как два монстра бились не на жизнь, а на смерть, Баков и Бурков ярко вели кампанию. И команда Чернецкого, наверное, совершила ошибку, когда приберегла на второй тур значительное количество ресурсов — и медийных, и денежных, и содержательных. Ведь все были уверены, что будет второй тур. И на этом фоне внезапно проскочил Бурков. Это было неожиданностью и шоком для всех участников предвыборной гонки: и для Росселя, и для Чернецкого, и для самих Буркова и Бакова. Последний говорил: «И что мне теперь с этим делать?» Они не рассчитывали на это совсем.

Ну, а во втором туре Бурков с большим отрывом проиграл Росселю. Трудно предположить, в какой момент что-то пошло не так. Наверное, все равно была какая-то социология, и может команда Чернецкого не обратила на нее внимание или не поверила ей. Но произошло то, что произошло. Хотя до подведения официальных итогов никто не предполагал, что расклады окажутся такими.

2003 год
Россель vs Баков


И немного Андрея Вихарева

Антон Баков, прошел во второй тур выборов



— К 2003 году начало устанавливаться то единомыслие, которое существовало в последующие годы, вплоть до болотных событий. Это был период, когда «Единая Россия» одерживала огромные победы, Путин был сверхпопулярен, а бороться с партией власти и любыми персоналиями, включая действующих губернаторов, оппозиции стало практически невозможно. Это был такой период процветания, когда все муки и страдания от девяностых вдруг начали приносить плоды, и на общество начали сыпаться плюшки как из рога изобилия. Как говорят в таких случаях, росло благосостояние трудящихся, а нетрудящихся — еще более опережающими темпами.

Россель очень основательно подготовился к той кампании. Вообще-то, по уставу Свердловской области, он не должен был участвовать в этих выборах. Он буквально через колено сломал обе палаты нашего Законодательного собрания и заставил изменить устав, которым очень гордился. Он пошел на это, в отличие от Владимира Путина, который решил сделать перерыв в правлении и посадил вместо себя Медведева.

Фактически каких-то системных оппонентов к тому времени у Росселя практически не осталось. Помню, был такой удивительный и очень гиперактивный человек, авантюрист Павел Федулев, который якобы создал пул вместе с Андреем Козицыным. Во всяком случае, по утверждению Федулева. Козицын никогда на эту тему ничего не говорил, поэтому история здесь рассказывается со слов не самого правдивого человека, прямо скажем. И вот они выдвинули тогдашнего зампредседателя Совета Федерации, молодого и красивого Андрея Вихарева. Каких-то других ярких кандидатов я не помню.

Меня заставила пойти на те выборы большая обида и личные неприязненные отношения с Росселем, потому что с 1999 по 2003 год он попил у меня крови… И я решил высказать все, что я о нем думаю. Тем более, что у меня оказался спонсор, у которого тоже была большая личная обида на Эдуарда Эргартовича — Аркадий Михайлович Чернецкий. И это позволило мне выйти на выборы, пусть и с минимальными деньгами.

Слава богу, меня поддерживал медиахолдинг мэрии Екатеринбурга. Мы придумывали с Федей Крашенинниковым очень смешные информационные поводы и через агентство «Политсовет», которое для этого и создали, распространяли их. Например, как зятя Росселя немцы задержали где-то в казино с двумя миллионами евро наличкой и все в таком духе. А люди — со ссылкой на «Политсовет» и с абсолютно серьезным лицом — пересказывали это по телевизору. Все это каким-то образом привело к тому, что во второй тур вышел не человек, на чью компанию потратили приличные деньги — не высокий и красивый Андрей Вихарев, а ваш покорный слуга. Я не то, чтобы удивился. В общем-то, я привык, что мои кандидаты выходят во второй тур и занимают вторые места. Я и сам на выборах мэра в 1995 году был вторым, и Бурков у меня в 1999 году на губернаторских выборах вышел вторым, за что мне и доставалось в последующие годы.

Во втором туре, естественно, от меня все отказались. Но по инерции 30% голосов я получил. Отлично понимая, что не стану губернатором, потому что знаю, как проводятся губернаторские выборы и сколько они стоят. Все-таки в обоих предыдущих кампаниях я активно участвовал. И понимал, что Чернецкий мне выделил ровно столько ресурса, сколько необходимо, чтобы разозлить Росселя. Понимал, что после выборов спокойной жизни у меня не будет. После этого пришлось выбраться в Госдуму. И получилось, что как-то я вышел из этой ситуации. Сейчас я бы конечно ничего подобного не сделал, но тогда я был абсолютно молод и исповедовал принцип Талиона — око за око, зуб за зуб.

Диана Казакова
2017РегиональныеСвердловская область


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 10.08.2017 Рубрики: Статьи о выборах, Региональные выборы 2017, Партийные кадры, Свердловская область
Источник: Ekburg.tv Место публикации: Екатеринбург
Адрес: http://ekburg.tv/novosti/politika/2017-08-10/politota_ot_enota._vybory_gubernatora_s_1995_po_2003_bremja_vtorykh Тип публикации: Статья
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.

Лента новостей