|
С новыми врио губернаторов тяжело конкурировать (31.07.2017)
|
|
Врио глав регионов благодаря конкурентной борьбе подготовлены к сентябрьским выборам куда более серьезно, нежели выдвиженцы оппозиционных партий. Такой вывод содержится в опубликованном в понедельник докладе экспертов ЭИСИ. Дело не только в том, что альтернативные кандидаты уступают врио в управленческих навыках, но и в застарелом неумении оппозиции договариваться.
В понедельник стало известно, что избирком Томской области начал регистрировать первых кандидатов на выборы губернатора региона. Как сообщает сайт облизбиркома, первым все необходимые документы для регистрации сдал врио главы региона Сергей Жвачкин, который баллотируется от партии «Единая Россия». В феврале при назначении врио главы области президент Владимир Путин отметил, что команда Жвачкина демонстрирует «желание работать и умение». Выдвижение врио губернатора Томской области укладывается в отмеченный экспертами тренд:
временно исполняющие глав регионов, выдвинувшие свои кандидатуры на выборах, ответственно подошли к избирательному процессу.
При этом томский врио губернатора относится к числу «инкумбентов», то есть уже находящихся на своем посту руководителей, решивших вновь баллотироваться. Нынешняя региональная кампания, напомним, отличается тем, что «инкумбентов» всего пять. «В 11 из 16 регионов (где пройдут выборы) предложены новые кандидатуры руководителей – обновление почти на 70%», – констатируется в опубликованном в понедельник докладе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).
«Назначения новых врио глав субъектов демонстрируют курс на кардинальное обновление регионального госуправления (в плане лиц и технологий), повышение его эффективности и запуск системы ротации кадров», – отмечается в докладе ЭИСИ. Налицо омоложение региональных кадров: средний возраст 11 новых врио – 44 года. Но, как указывают авторы доклада, возраст вновь назначенных врио губернаторов – не главная примета обновления. «Новые врио глав субъектов в абсолютном большинстве случаев являются носителями современных управленческих подходов и практик, демонстрируют владение эффективными методами управления, способность видеть и решать проблемы по-новому», – отмечают эксперты ЭИСИ.
Еще одна отличительная черта региональной избирательной кампании 2017 года – уже на стадии выдвижения кандидатов отмечается конкурентность. По данным ЦИК, всего на выборы в 16 регионах выдвинулись 104 кандидата – 103 от 24 партий и один самовыдвиженец в Кировской области, где законом предусмотрено самовыдвижение. Выборы должны быть конкурентными, исходя из большого количества кандидатов, заявляла в июне председатель ЦИК Элла Памфилова. Особенностям конкуренции в ходе выборов губернаторов собственно и посвящен доклад ЭИСИ.
Четыре стадии конкуренции
Поправки, которые в 2012 году были внесены в два ключевых закона (о принципах организации органов власти в субъектах Федерации и об основных гарантиях избирательных прав), определили нынешнюю модель выборов с четырьмя стадиями конкуренции, отмечают авторы доклада ЭИСИ.
Выделенные ими стадии: конкуренция за президентское доверие; торг элит и формирование предвыборных коалиций; конкуренция за муниципальных депутатов; конкуренция за избирателей.
«Поддержанный президентом врио главы региона практически неизбежно нарушает сложившиеся внутриэлитные взаимодействия, – отмечается в докладе. – Учитывая «сверхсильную» позицию врио главы субъекта, региональные элиты ведут процесс предвыборного торга, формирования коалиций «за» или «против» основного кандидата».
С начала выдвижения кандидатов начинается конкуренция за подписи муниципальных депутатов. «По задумке законодателя этот институт призван наладить взаимодействие между будущим губернатором и органами местного самоуправления, усилить партийную работу на местах», – указывают в ЭИСИ. И, наконец, последняя, четвертая стадия – это борьба за избирателя, которой еще предстоит развернуться, напоминают эксперты.
Оппозиционные партии проигрывают в конкуренции
Авторы доклада ЭИСИ констатируют: оппозиционные партии проигрывают в конкуренции. Немалую роль в этом играет неспособность оппозиционеров к командной игре.
«Оппозиционные партии не смогли договориться о едином кандидате ни в одном из регионов», – указывает ЭИСИ.
Причем наиболее конфликтные ситуации на стадии выдвижения отмечаются в тех регионах, где кандидаты в губернаторы от оппозиции не имеют существенных шансов на успех.
«По всей видимости, низкая способность оппозиции договориться о едином кандидате связана с недостаточной заинтересованностью в участии в выборах после завершения думской кампании»,
– отмечают авторы доклада.
В докладе ЭИСИ предполагается, что оппозиционные партии не заинтересованы в борьбе за электорат в преддверии местных выборов в 2017 и 2018 годах. Оппозиционные партии более нацелены, например, на выборы главы Екатеринбурга (а не губернатора Свердловской области) или на кампанию по избранию депутатов Народного хурала Бурятии, а не руководителя республики и т.д.
«Кроме того, оппозиционные партии и кандидаты, не имеющие в этом году высоких, социологически оцененных шансов на выход во второй тур, мало заинтересованы тратить значительные ресурсы на кампании», – указывается в докладе. Как следствие, например, партия «Справедливая Россия» выдвинула кандидатов только в 10 субъектах из 16.
Если в 2015 году оппозиционные партии активно работали на губернаторских выборах, рассматривая их как плацдарм для успешной кампании по выборам в Госдуму, то теперь такой задачи нет, отмечает ЭИСИ.
Оппозиционеры воспринимают выборы как игру и повод для торга
Как ранее заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД политолог Олег Матвейчев, некоторые кандидаты воспринимают участие в губернаторских выборах как игру. «Любой политик за год должен начать собирать голоса муниципальных депутатов, работать с ними, выстраивать репутацию», – сказал он.
«Кандидаты от оппозиции не столько выстраивают работу с муниципалитетами, сколько ведут торг с действующими главами за подписи», – констатируется в докладе ЭИСИ.
Сейчас же, как отмечает Олег Матвейчев, многие выдвиженцы оппозиционных партий просто не успели ничего собрать, спохватившись в последний момент. «Они рассчитывали на то, что за них все соберет «Единая Россия»... Если партии, которые выдвигают своих кандидатов, хотят, чтобы у них не было проблем с прохождением муниципального фильтра, они должны выдвигать муниципальных депутатов. Даже парламентские партии, согласно статистике, выдвигаются лишь на 10–20 процентов вакансий на муниципальных выборах, то есть 80% муниципальных должностей их не интересует», – говорит Матвейчев.
Но, несмотря на, казалось бы, большой опыт парламентской оппозиции в работе с избирателями, лидеры этих партий предпочли больше «опираться не на авторитет партии как таковой, а на предвыборные технологии, которые всем уже надоели», констатировал в комментарии газете ВЗГЛЯД декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов. «Безусловно, муниципальный фильтр – это серьезная преграда на пути у тех кандидатов, которые не пользуются значительной электоральной поддержкой или выступают от нерейтинговых политических структур», – отмечает Шутов.
Новые врио оказались «тяжелыми» конкурентами
Подобная легковесность подхода и несогласованность тактики оппозиции и приводит к очевидному отставанию оппозиционных кандидатов в конкурентной борьбе.
Выборы проходят конкурентно, но оппозиционные партии и политики проигрывают в соревновании. Все дело в том, что назначено 11 губернаторов. Никогда такой большой смены не было, это, пожалуй, самая большая новинка в этой истории, – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, член совета директоров ЭИСИ Глеб Кузнецов. «Эти 11 новых людей имеют прямой мандат доверия президента. Это, конечно, не те конкуренты, с которыми оппозиционерам хочется иметь дело. Сегодня с новыми врио им тяжело конкурировать», – указал собеседник.
Эксперты ЭИСИ отмечают – назначение 11 новых врио, в частности, явилось реализацией двух предложений по развитию регионального управления.
Это ротация кадров между федеральным центром и регионами: например, врио главы Карелии Артур Парфенчиков возглавлял Федеральную службу судебных приставов, врио губернатора Кировской области руководил Росреестром, врио главы Бурятии Алексей Цыденов был заместителем министра транспорта России. Ранее такие переходы из центра в регионы были единичными, констатируют авторы доклада.
Второй тренд – кооптация во власть опытных управленцев из бизнеса и наоборот (система «крутящихся дверей»). «4 из 11 кандидатов пришли в государственный сектор после работы в бизнесе», – отмечает ЭИСИ.
Двое из вновь назначенных врио – руководители, «отвечавшие за экономическое развитие наиболее динамичных в этом плане регионов, практики которых пытаются перенимать другие». Это один из создателей «калужского экономического чуда» Николай Любимов, ныне врио губернатора Рязанской области и врио руководителя Пермского края Максим Решетников, ранее глава департамента экономического развития правительства Москвы.
При этом обновление не самоцель. «Именно поэтому поддержаны кандидатуры пяти действующих глав субъектов, демонстрирующих позитивную динамику экономики и кредитоспособности, развитие инноваций, а также благоприятные социально-экономические тенденции», – указывается в докладе ЭИСИ.
«Губернатор – это серьезная должность. Некоторые губернии больше, чем целые страны Европы. На этих территориях проживает по несколько миллионов человек», – отмечает Олег Матвейчев. Кампании, которые ведут врио руководителей, отличаются такой же серьезностью подхода, как и их хозяйственная деятельность после назначения в регион, указывают эксперты. В частности, это касается и общения с избирателями и муниципальными депутатами, и скрупулезного отношения к качеству документов, подаваемых в избиркомы. «Если человек, которого только поставили, занимается делами, он изначально более успешен, чем его оппоненты, – резюмирует Андрей Шутов. – Люди видят, насколько эффективно работает данный лидер, и делают для себя соответствующие выводы».
Текст: Олеся Белобородова
2017РегиональныеФедеральный уровень
|
|
Подписывайтесь на наш Telegrambot, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать Start.
|
|
|
|